Функционально-стоимостной анализ (табл. 5) является методом комплексного технико-экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.
Таблица 5
Пример обследования удовлетворенности потребителей работой гостиницы
Основные составляющие работы гостиницы | Важность для потребителей компонентов дерева | Оценка качества | Общая сумма | Среднее значение оценки качества | Индекс потреби-тельской удовлетворённости, % | ||||||
Бi | Бi:∑Бi·100 | ||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | ||
Приём в рецепции | 10,80 | 4,20 | 78,00 | ||||||||
Наличие парковки | 4,3 | 9,29 | 3,32 | 56,00 | |||||||
Кондицио-нер в номере | 2,5 | 5,40 | 4,02 | 73,50 | |||||||
Доступ в Интернет | 8,64 | 2,68 | 40,00 | ||||||||
Чистота в номере | 4,8 | 10,37 | 4,67 | 89,75 | |||||||
Владение персоналом иностранны-ми языками | 8,64 | 3,94 | 71,50 | ||||||||
Наличие бизнес-центра | 3,1 | 6,70 | 4,38 | 82,50 | |||||||
Организация питания в ресторане | 4,6 | 9,94 | 4,07 | 74,75 | |||||||
Географическое расположе-ние гостиницы | 10,80 | 4,87 | 95,75 | ||||||||
Возможность бронирования номера | 4,5 | 9,72 | 4,46 | 84,50 | |||||||
Профпригод-ность персонала | 4,5 | 9,72 | 4,17 | 77,25 | |||||||
Итог: (абсолютное значение суммы чисел в столбце) | 46,3 | 100,00 | 44,78 | 823,50 | |||||||
Среднее значение чисел соответствующих компонентов дерева | 31,27 | 34,6 | 31,2 | 8,09 | 2,45 | 108,00 | |||||
Накопленное (интегральное) значение среднего | 33,17 | 65,9 | 97,1 | 105,2 | |||||||
Среднее значение оценки работы и соответствующей степени потребительской удовлетворённости. | 4,07 | 74,86 |
Значение метода в понимании, какие отрасли работы предприятия являются самыми затратными и есть ли смысл у этих затрат. Наглядность метода превосходит все остальные анализы в несколько раз; результаты его выражаются в виде схемы, которую можно продемонстрировать на собраниях актива предприятия. В этом главное достоинство подобного анализа работы предприятия.
|
|
В центр внимания ставится вопрос, насколько оправданы затраты с точки зрения полученных свойств товара, удовлетворяющих те или иные запросы и потребности. Для получения соответствующих свойств товара необходимы определённые затраты. Поэтому важны пропорции между полезностью отдельных свойств и понесенными затратами.
Не все свойства товара являются очень полезными. В связи с этим нужно провести анализ по схеме АВС. Необходимо выделить главные (А), второстепенные (В) и ненужные или излишние функции (С). Средства следует затрачивать на получение главных функций, в определённой мере - второстепенных (В). Затрат на получение излишних функций нужно избегать.
|
|
Исключение излишних функций позволяет снизить затраты на производство продукции при одновременном сокращении или даже повышении качества.
К проведению ФСА рекомендуется привлекать специалистов различных отделов, участвующих в разработке, производстве, маркетинге и сбыте продукции.
Только коллективное, всестороннее рассмотрение проблемы повышения качества при одновременном снижении себестоимости может гарантировать успех.