Основы и функции цены. Система цен

Цена -это модифицированное денежное выражение стоимости товара, проявляется на рынке и может отклоняться от его стоимости под воздействием спроса и предложения, полезности, редкости, моды, инфляции и др. факторов.

Функции: 1 )учетная, которая проявляется в процессе из­мерения общественно необходимых затрат труда на производство продукпии, показывая во что обходится производство той или иной продукции. 2) стимулирующая, воздействиецены на эффективность производства, на обновление ассортимента продукции, применение новых технологий, повышение каче­ства продукции. 3) распределительная. регули­рование спроса и предложения и изменении потребительского пред­почтения. При снижении цен потребитель покупает больше, как пищи, так и одежды, переключаясь на более дорогие продукты и наоборот. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода, расширенное воспроизвод­ство и финансирование сферы нематериального производства. 4) функция рыночного равновесия, сба­лансированности производства и потребления. При нарушении рав­новесия между спросом и предложением цена сигнализирует об этом и требует принятия необходимых мер по их преодолению. 5) информационная. Цена дает знать потре­бителям о предложении товаров со стороны продавцов и о том сколько они хотят получить за свою продукцию, с другой стороны продавцы узнают о платежеспособности покупателей или избытке производственных ресурсов.

Виды цен в зависимости от сфер торговли и отраслей сферы про­изводства:

Оптовые цены -цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условия оптовой торговли. А) оптовая цена предприятия, по которой предприятия реализу­ют свою продукцию другим предприятиям, минуя оптовые склады и базы; Б) оптовая цена промышленности, по которой предприятия реа­лизуют свою продукцию через оптовые склады и базы В) сметная цена применяется при расчете смет на строитель­ство различных объектов; Г) закупочная цена применяется для государственных закупок у предприятий, организаций, населения.

Розничные цены -это цены для продажи товаров и услуг населению. в розницу. Розничная цена на предоставляемые услуги домашним хозяйствам и отдельному человеку называется тарифом. Сюда относятся тари­фы на услуги связи пассажирского транспорта, культурно -бытовые услуги, услуги жилищно - коммунальной сферы, электро и теплосе­тей, системы водоснабжения и канализации.

Цены но характеру регулирования, времени и месту действия: - постоянные; - временные; - свободные; - фиксированные; - лимитные; - гибкие; - договорные; - зональные (на продукцию сель­ского хозяйства различных природно-климатических зон стра­ны) - прейскурантная цена (справочная цена, публикуемая в каталогах, бланках заказов и которая наносится на ценовые бирки готовой продукции)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: