Рынок как система отношений. Субъекты рынка. Преимущества и недостатки рынка

Преимущества 1. Эффективное распределение ресурсов (рынок направляет их на производство необходимых обществу товаров). 2. Стимулирование НТП и оптимальное использование его резуль­татов. Стремясь получить максимально высокую прибыль, това­ропроизводители идут на риск, разрабатывают и вводят новую технику и технологию, которые позволяют им иметь временные преимущества перед конкурентами. 3. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям (к при­меру, в 70-е гг. XX в. на рост цен на энергоносители рынок ответил разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ре­сурсосберегающих технологий). 4. Свобода выбора действий потребителями и производителями. И те и другие независимы в принятии своих решений. 5. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, по­вышению качества товаров и услуг.

Недостатки 1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не име­ет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вклады­вать средства в создание экологически чистых производств. 2. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана, космоса. 3. Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллек­тивного пользования (дороги, общественный транспорт, образо­вание, здравоохранение и т. п.). 4. Рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Она не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспре­деления дохода. 5. Не обеспечивает финансирования фундаментальных исследова­ний. 6. Ориентирован не на производство социально необходимых това­ров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. «Хотя рынок обеспечивает высокую степень свободы, — по мнению мно­гих экономистов, — но слабым и беззащитным он может дать не больше, чем свободу умереть с голоду». 7. Подвержен периодическим колебаниям деловой активности.

Субъекты: 1. Домашнее хозяйство — это экономическая единица в составе од­ного или нескольких лиц: а) самостоятельно принимающих фи­нансовые решения; б) являющихся собственником какого-либо фактора производства; в) стремящихся к максимальному удов­летворению своих потребностей или к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домашним хозяйствам относят всех потребителей. 2. Фирма {предприятие) — это экономически и юридически само­стоятельная единица, которая: а) покупает ресурсы для изготов­ления товаров и услуг; б) самостоятельно принимает решения об их использовании; в) стремится к максимизации прибыли. 3. Государство — это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления конт­роля над хозяйственными субъектами и над рынком для дости­жения целей роста общественного благосостояния. 4. Заграница {внешний сектор) — это совокупность всех эконо­мических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами страны. Взаимодействие заграницы с эконо­мическими субъектами национальной экономики осуществля­ется на основе внешнеэкономических связей через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальной валютой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: