Постконструктивизм

Постконструктивизм — название для стиля советской архитектуры 30-х годов XX века, когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. В эту же эпоху многие здания, первоначально выстроенные в стилистике конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении. Преобладавшая в период постконструктивизма тенденция в творчестве архитекторов — стремление к умеренному «обогащению» внешнего облика зданий, преодолению «излишнего аскетизма» архитектуры авангарда. В постконструктивистских зданиях сохраняются некоторые элементы конструктивистского стиля: прямоугольные парапеты на крышах; сплошное вертикальное остекление лестничных клеток; акцентуация углов зданий, решаемых в виде вертикальных стеклянных фонарей. В то же время характерными приёмами формирования архитектурного образа становятся: кессонированные своды арок; развитые дополнительные карнизы с находящимся над ними верхним этажом-аттиком; открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже; безордерные колонны квадратного сечения; использование имитационной рустики, настенных изображений в технике сграффито и ярких цветов в сочетании с непременным белым. От подчёркивающего вертикали ар-деко постконструктивизм отличает тяготение к горизонталям. Дом специалистов (Санкт-Петербург) Была построена серия зданий нового типа. Их строительство началось по решению руководства города превратить Ленинград в «образцовый социалистический город». Дома проектировались для работников разных отраслей экономики, науки, культуры, городского хозяйства и других направлений. Первоначально все такие дома строились в стиле конструктивизма. Все эти дома отличаются яркой индивидуальностью архитектурных решений, существенно обогащая облик города. В 1934—1937 годах по проекту архитекторов Г. А. Симонова, Б. Р. Рубаненко, Л. К. Абрамова, Т. Д. Каценеленбоген, при участии скульптора Г. А. Шульца (декор), был построен «Дом специалистов» по адресу Лесной проспект, дом № 61. Он предназначался для ученых, организаторов производства и специалистов предприятий и организаций (НИИ и заводы) преимущественно Выборгской стороны. Дом был оборудован лифтами (их обслуживали неотлучные лифтеры — аналог консьержей), мусоропроводами прямо в стене кухни, кладовыми. В трех дворах дома были предусмотрены возможности для активного отдыха и развития детей (детская площадка у встроенного детского сада), молодежи (спортплощадка, ныне не существует), и для тихого отдыха пенсионеров — скамейки у фонтана в окружении рябин, берез, черемухи. В главном большом дворе — курдоннере — был разбит фруктовый сад, на месте которого построена станция метро Лесная. На фасаде здания сохранена надпись в память о блокадных годах: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Дом пострадал от бомбардировок во время войны, а также (корпус 1) при строительстве подземного перехода при расширении Кантемировской улицы для двустороннего движения с Петроградской стороны в район Гражданки и Полюстрова в середине-конце 1980-х гг.

архитектуру этого периода постконструктивизмом, другие исследователи называют его советским вариантом ар-деко.

Примером архитектуры переходного периода является здание ленинградского Фрунзенского универмага и хорошо известный «Дом на набережной» в Москве.

Сооружения этого времени, относительно декорированные внешне, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями. Источниками этого направления были архитектурные стили — «палладианство», «боз-ар» и «неоклассицизм».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: