Конструктивизм

Принципиально иной была позиция членов ОСА — конструктивистов. Реставраторским тенденциям и «левому формализму» АСНОВА они противопоставили ведущую роль функционально-конструктивной основы зданий. В отличие от рационализма, формообразование здесь шло «изнутри-наружу»: от разработки планировки и внутреннего пространства через конструктивное решение к выявлению внешнего объема. Подчеркивалась и возводилась в ранг эстетического фактора функциональная и конструктивная обусловленность, строгость и геометрическая чистота форм, освобожденных, по формулировке А. Веснина, от «балласта изобразительности». Строго говоря, зрелый конструктивизм выдвигал на передний план не конструкцию, технику, а социальную функцию.

Отношения между рационалистами и конструктивистами были сложные. На первых порах негативизм в отношении прошлого был их общей платформой. Затем, в середине 20-х годов на первый план вышло диаметрально противоположное понимание творческого метода архитектора.

Заметное влияние на развитие советской архитектуры оказала серия конкурсов 1924-1925 гг. Конкурсный проект здания акционерного общества «Аркос» братьев Весниных с его выраженным железобетонным каркасом и большими остекленными поверхностями стал образцом массового подражания. Еще значительнее в творческом плане был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» тех же авторов. Его называют одним из самых артистичных проектов XX в. К 1925 г. относится первый и сразу же триумфальный выход советской архитектуры на международную арену. Построенный по проекту К. Мельникова Советский павильон на Международной выставке в Париже остро выделялся на общем фоне эклектичной архитектуры.

конструктивизм представлен в творчестве В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкций, включая проволоку, стекло и листы металла. Татлину принадлежит проект памятника III Интернационала.

веснины

Конструктивизм – направление в европейском искусстве 1920х годов. Возникновение конструктивизма тесно связано с развитием индустриального производства и машинной эстетики; его истоки можно найти в творчестве мастеров конца XIX века, осмыслявших красоту новых материалов: стекла, железобетона, металла. Художественное кредо конструктивизма сводится к мысли о том, что эстетическая ценность произведения определяется его функциональной целесообразностью, практичностью использованного материала. Визуальная простота и подчеркнутая утилитарность произведений конструктивизма основывалась на прекрасном знании принципов производства. Особенности стиля: Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА (общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Дом культуры имени И.В.Русакова1927-29гг. С ложная объёмно-пространственная композиция определяется секторной планировкой центрального зала и трёх примыкающих к нему балконов - аудиторий. Зрительный зал, занимающий большую часть здания (сравнительно небольшие собственно клубные и артистические комнаты располагались за сценой), проектировался с расчётом на многофункциональность, возможность разделять его перегородками-диафрагмами. Благодаря выделению снаружи глухих торцов аудиторий в самостоятельные консольные объёмы, чётко огранённые, остро и динамично сопоставленные, разделённые простенками с вертикальными полосами остекления (за ними внутри располагались лестничные клетки), энергично очерченные объёмы здания приобрели пластическую расчленённость и разнообразие ракурсов.

Москва с восторгом приняла заезжего носителя родных идей. В 1928 году Ле Корбюзье начал строительство дома Центросоюза на Мясницкой. Затем участвовал в конкурсе на постройку Дворца Советов. Закончилась «советская карьера» архитектора масштабным проектом полной перестройки древнего города. По идее Ле Корбюзье, всю историческую часть столицы следовало снести (исключение он сделал только для Кремля и Большого театра), радиально-кольцевую транспортную структуру уничтожить, а на месте множества устаревших домов построить серию крестообразных небоскребов, которые должны были вместить в себя жителей города. Даже коммунистическая власть несколько «приужаснулась» от такого новшества. В 1931 году архитектору пришлось покинуть Москву. Для советских конструктивистов тоже настали тяжелые времена. 30-е годы ознаменовались травлей лидеров всех архитектурных школ. Еще недавно востребованные, возводящие Дворцы и Дома культуры, автопарки и жилища, архитекторы постепенно лишались и заказов, и признания. Конструктивизм был объявлен «идеологией империалистического этапа капитализма» и «несостоятельным творческим методом буржуазной интеллигенции». Творческие судьбы ведущих архитекторов эпохи были сломаны. В Стране Советов на смену конструктивизму пришел «сталинский ампир».

Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции). На этой волне происходит борьба конструктивистов за «чистоту рядов» и против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, создавший Дом «Известий». Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и домов культуры. Примером может служить дома культуры Пролетарского района Москвы, более известного как Дворец культуры ЗиЛа; строительство осуществлялось в 1931—1937 годах по проекту братьев Весниных. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов[1]. Характерным примером воплощения функционального метода стали дома-коммуны, архитектура которых соответствовала принципу, высказанному Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья». Известным примером зданий такого типа является общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве. Автором проекта, реализованного в 1930—1931 годах, был специализировавшийся преимущественно на промышленной архитектуре Иван Николаев. Идея дома-коммуны предполагала полное обобществление быта. Концепция проекта была предложена самим студентами; функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов. Утром студент просыпался в жилой комнате — спальной кабине размером 2,3 на 2,7 м, вмещавшей только кровати и табуретки — и направлялся в санитарный корпус, где проходил как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса жилец по лестнице или пандусу спускался в низкий общественный корпус, где проходил в столовую, после чего отправлялся в институт или же в другие помещения корпуса — залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотеку, актовый зал. В общественном корпусе находились также ясли для детей до трёх лет, а на крыше была устроена открытая терраса. В результате проведённой в 1960-е годы реконструкции общежития первоначальный замысел строгого распорядка дня был нарушен[1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: