МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Российский технический университет
(НПИ)
Институт информатики, информационных технологий и управления
Кафедра автоматики и телемеханики
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
К лабораторным работам по дисциплине
"Информатика "
Часть 1
НОВОЧЕРКАССК 2011
УДК 519.682(076.3)
Авторы: А.Г. Малашенко, Е.Ю.Герасименко, С.В. Дереча, А.Г. Левшин,Л.И. Малашенко, Д.А. Онышко.
Под редакцией доцента, к.т.н. А.Г. Малашенко
Рецензент канд. техн. наук Г.П.Фоменко
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Информатика" (часть 1).\Под ред. А.Г. Малашенко;/ Южно-Росс. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРТУ, 2010.– с.
В работе изложены цель, программа выполнения лабораторных работ, контрольные вопросы, содержание отчета, методические указания и сведения о литературе, необходимой для подготовки к работе.
Методические указания предназначены для студентов первого курса специальности "Управление и информатика в технических системах" и “Промышленная электроника” всех форм обучения.
ã Южно-Российский государственный технический
университет, 2011
Введение
Первая часть лабораторных работ посвящена приобретению умений и навыков по основам вычислительной техники
Используемое системное ПО: операционная среда Windows XP и выше,
Используемое прикладное ПО: пакет прикладных программ "Inf", разработанный на кафедре автоматики и телемеханики.
Кредитно-модульно-рейтинговая система предусматривает учет выполнения лабораторных работ в баллах.
Лабораторная работа №1
Системы счисления
Продолжительность работы 2 часа
Цель работы: закрепление знаний по системам счисления, применяемыми в ЭВМ, получение навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую и навыков работы на персональном компьютере с прикладными программами.
· Подготовка к работе
1. Изучить по конспекту лекций и приведенной ниже литературе следующие вопросы:
· позиционные и непозиционные системы счисления;
· перевод чисел из одной системы счисления в другую и обратный перевод.
2.Подготовить рабочую тетрадь для выполнения лабораторной работы.
· Программа работы
1. Выбрать из таблицы 1 число в соответствии с номером варианта (номер студента в списке группы) для выполнения задания.Числа в таблице заданы в десятичной системе счисления. Все переводы из одной системы в другую выполнять вручную с точностью до 3 разрядов после запятой, результаты обратного перевода не округлять.
Таблица 1
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Число | 110.01 | 115.02 | 120.03 | 125.04 | 131.05 | 136.06 | 141.07 | 146.08 | 152.09 | 158.51 |
Вариант | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Число | 111,11 | 116,12 | 121,23 | 126,14 | 132,15 | 137,16 | 142,17 | 147,18 | 153,19 | 159,92 |
Вариант | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Число | 112.21 | 117,22 | 122,23 | 127,24 | 133,52 | 138,26 | 143,27 | 149,28 | 154,29 | 160,53 |
Вариант | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Число | 113.31 | 118,32 | 123,33 | 129,34 | 134,35 | 139,36 | 144,37 | 150,38 | 155,39 | 161,54 |
Вариант | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Число | 114.41 | 119,42 | 124,43 | 130,44 | 135,45 | 140,46 | 145,47 | 151,48 | 157,49 | 162,66 |
2. Выполнить перевод заданного числа в двоичную систему счисления. Выполнить обратный перевод для проверки полученного результата.
3. Выполнить перевод заданного числа в троичную систему счисления. Выполнить обратный перевод для проверки полученного результата.
4. Выполнить перевод заданного числа в восьмеричную систему счисления и выполнить обратный перевод.
5. Выполнить перевод заданного числа в двенадцатеричную систему счисления и выполнить обратный перевод.
6. Выполнить перевод заданного числа в шестнадцатеричную систему счисления и выполнить обратный перевод.
7. Перевести полученное в п.3 восьмеричное число сначала в двоичную систему счисления, а из двоичной - в шестнадцатеричную систему счисления.
8. Перевести полученное в п.3 шестнадцатеричное число сначала в двоичную систему счисления, а из двоичной- в восьмеричную систему счисления.
9. Запустить программу INF1 для проверки результатов, полученных в пп.3-6. В случае несовпадения результатов скорректировать переводы чисел.
10. Оценить погрешность перевода в пп.2-4. Сделать выводы.
· Контрольные вопросы
1. Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?
2. Как перевести число из двоичной системы в десятичную?
3. Как переводится целая часть числа из десятичной системы в двоичную?
4. Как переводится дробная часть числа из десятичной системы в двоичную?
5. Почему для перевода конечной дроби из десятичной в двоичную нужно указывать число двоичных разрядов?
6. Как перевести число из двоичной системы в восьмеричную и наоборот?
7. Как перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную и наоборот?
8. Как эффективней перевести число из восьмеричной системы в шестнадцатеричную и наоборот?
9. Почему в вычислительной технике применяют 2,8,16-ричные системы?
10. Почему при переводе чисел из одной системы в другую возникает погрешность?
11. Всегда ли исходное число больше приближенного по модулю?