Содержание занятия. Комплексный метод лечения предусматривает выявление этнологических факторов, четкое определение патогенетического механизма и ведущих звеньев заболевания

Комплексный метод лечения предусматривает выявление этнологических факторов, четкое определение патогенетического механизма и ведущих звеньев заболевания. Это необходимо для определения средств этиотропной и патогенетической терапии и для выработки конкретного плана комплексного лечения пародонта.

Основной принцип лечения пародонтита состоит в осуществлении комплексной терапии,.которая включает местное консервативное, физиотерапевтическое, хирургическое и ортопедическое лечение, а также предусматривает применение средств общего воздействия на весь организм. Местное лечение заключается в устранении экзогенных факторов в полости рта, причем проводится одновременно с применением других методов (терапевтических, физиотерапевтических, хирургических и ортопедических).

Лечение предусматривает:

а) ликвидацию местных экзогенных факторов, вызывающих и поддерживающих воспалительный процесс (удаление зубных отложений, нависающих краев пломб, коррекция или замена ортопедических протезов и т.д.);

б) воздействие на воспалительный процесс (проведение местного и общего противовоспалительного лечения);

в) стимуляцию реактивности организма;

г) десенсибилизирующую терапию;

д) общеукрепляющую терапию.

Ортопедические методы в комплексном лечении заболеваний пародонта позволяют нормализовать окклюзионные соотношения, снять травмирующее действие жевательного давления, восстановить непрерывность зубного ряда, удержать подвижные зубы в период обострения заболевания и улучшить качество терапевтических и хирургических методов лечения.

Ортопедическое лечение заболеваний пародонта связано с применением различных конструкций шин. Лечебный эффект той или иной шины основан на законах биомеханики (ЛДС 2).

При помощи шины удается объединить зубы в общую систему, составляющую при восприятии жевательного давления единое целое. Таким путем достигается иммобилизация зубов, перераспределение нагрузи! на зубы со здоровым парод оптом или на альвеолярный отросток, равномерное распределение жевательного давления на оставшиеся зубы, устранение эстетических дефектов, нормализация функции жевания и речи.

Классификация шин:

а) по продолжительности - постоянные и временные;

б) по способу фиксации - съемные и несъемные;
в) по способу изготовления - лабораторного и клинического изготовления;

г) по материалам - металлические, пластмассовые, композитные, комбинированные;

д) по методике изготовления - литые, штампованные, паяные, изготовленные путем полимеризации, лигатурные;

е) по конструкции - разные виды коронок, мостовидных протезов, бюгельных и пластиночных протезов.

Для того, чтобы выполнять роль лечебного аппарата, шипа должна соответствовать следующим требованиям:

а) создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибуло-оральном, медио-латеральном (для передних) и медио-дистальном (для боковых зубов);

б) быть устойчивой и прочно фиксированной на зубах;

в) не оказывать раздражающего действия на маргинальный пародонт;

г) не препятствовать медикаментозной и хирургической терапии тканей пародонта;

д) не иметь ретенционных пунктов для задержания пищи;

е) не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих пунктов при движении нижней челюсти;

ж) не нарушать речи;

з) не вызывать грубых нарушений внешнего вида больного;

и)легко накладываться и сниматься с зубных рядов;'

к) равномерно перераспределять жевательное давление на опорные зубы и замещать дефект зубных рядов.

Объединяя различными конструкциями протезов зубы с различным состоянием пародонта, следует использовать резервные силы многих зубов или даже всего зубного ряда. Учет наличия резервных сил, их отсутствия или развития функциональной недостаточности лежит в основе выбора конструкции шинир>тощих аппаратов и протезов.

Вид стабилизации зубного ряда (протяженность шины) определяется на основе изучения и анализа одонтопародонтограммы и ортопантомограммы больного. В зависимости от локализации шины различают сагиттальную, фронтальную, фронто-сагиттальную, парасагиттальную стабилизацию и стабилизацию по дуге (Курляндский В.Ю., 1956].

Иммобилизация зубов, при которой шины располагаются в передне-заднем направлении на боковых зубах, называется боковой, или сагиттальной. Сагиттальный вид стабилизации позволяет создать блок зубов, устойчивый к усилиям, развивающимся в вертикальном, трансверзальном и медио-дистальном направлениях. Если к боковой стабилизации подклю чается фронтальный отдел зубного ряда, то такой вид стабилизации называется фронто-сагитальной

В зубной дуге с включенными дефектами в боковых отделах ее сагиттальная стабилизация может быть усилена поперечной. Такой вид стабилизации называется парасагитталъной. Обычно подобная стабилизация достигается дуговым протезом, т.е. сочетанием несъемных аппаратов со съемным шинирующим протезом. При такой системе шинирования боковая нагрузка, возникающая на одной стороне, распределяется и на противоположную.

При непрерывности зубного ряда его можно объединять в единый блок непрерывной или многозвеньевой шиной. Такой вид стабилизации называется стабилизацией по дуге. Стабилизация по дуге мобилизует резервные силы пародонта всех зубов.

Исходя из того, что при генерализованном пародонтите резервные силы пародонта снижены у всех зубов и степень снижения различна, стабилизировать отдельные группы зубов нецелесообразно. При очаговом пародонтите допустимо использовать один из методов стабилизации.

В шину должны быть включены зубы, не имеющие резервных сил пародонта, и зубы, сохранившие их. Следует руководствоваться следующим правилом: сумма коэффициентов функционально значимой группы зубов с непораженным пародонтом, включенных в шину, должна в 1,5-2 раза превышать сумму коэффициентов зубов с пораженным пародонтом и быть равна половине суммы коэффициентов зубов-антагонистов, принимающих участие в акте жевания.

Шина - приспособление для иммобилизации (полная неподвижность или значительное уменьшение подвижности) группы или всех зубов зубного ряда. Шина, применяемая на определенный срок лечения, называется временной.

Метод временного шинирования применяют при генерализованном или очаговом хроническом пародонтите в период обострения и в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата. Временное, шинирование позволяет устранить травматическое воздействие патологической подвижности и функции жевания - одного из патогенетических механизмов, поддерживающего гемодинамические нарушения при пародонтите. Шина обеспечивает равномерное распределение сил жевательного давления между пародонтом зубов, включенных в шину, создает покой пораженным тканям и способствует повышению эффективности патогенетически обоснованной и симптоматической терапии. Применение временной шины позволяет разорвать патогенетическую цепь: воспаление - нарушенное кровоснабжение - дистрофия -функция жевания; способствует улучшению трофики тканей пародонта, ликвидации воспалительного процесса. Кроме того, без предварительной иммобилизации зубов не рекомендуется проводить хирургические методы лечения пародонта.

Временные шины должны соответствовать следующим требованиям:

а) надежно фиксировать все зубы;

б) легко накладываться и сниматься с зубных рядов;

в) равномерно перераспределять жевательное давление на опорные зубы и замещать дефект зубных рядов;

г) не препятствовать лекарственной терапии и хирургическому лечению;

д) не травмировать слизистую оболочку десны;

е) быть простыми в изготовлении и доступными по цене.

Наиболее простым способом временного шинирования является применение лигатурных шин. Кроме того, временные шины могут быть изготовлены из быстротвердеющих акриловых пластмасс в лаборатории или непосредственно в полости рта, а также из композитов или фотоотверждаемых композитных материалов (оральные, вестибулярные, многозвеньевые, по Марею, Фригофу и др.).

Временные шины могут быть металлические: гнутые, литые, штампованные каппы с окклюзионными окнами. Можно применять многозвеньевую шину, фиксирующуюся на зубах с помощью механического цианакри-латного клея марки МК-6, МК-9 или с помощью различных адгезивных систем типа Veriolink (фирмы 1VOCLAR).

ЛДС1. Комплексное лечение пародонтита

Тералевтичес Хирургическо Физиотерапев Ортодонта- Ортопеди-
кое лечение елечение Тическое чес кое Ческое
    Лечение лечение Лечение
Снятие Кюретаж Электрофорез Лечение Избирательно
Зубных зубо- ■9 вести- Е
отложений; дссневых кар- Диатермокоаг булярного пришлифовы-
стимулирую- манов; у-ляция; смещения вай ие зубов;
щая лекарст- простая УВЧ-терапия; зубов, трем, непосредстве
  гннгнв-   диастем; н-
венная тера- эктомия; массаж десен; лечение Ное
пия; десенси- радикальная вакуум-лече- вести- протезиро-
билизирую- гингивэктоми ние. булярного вание;
  я.   смещения, Временное
      ослож- ши-
щая терапия;     ненного час- нирование;
противовоспа     тичным Постоянное
лителыгая     отсутствием шинирование
терапия.     зубов;  
      лечение  
      феномена  
      Попова-  
      Годона при  
      иародонтитс  

ЛДС 2, Законы биомеханики, используемые в ортопедической стоматологии

Название метода Характеристика биомеханических принципов
Биомеха! шческие методы использования шин. 1. Шина, укрепленная на зубах, вследствие жесткости, ограничивает свободу их подвижности. Зубы могут совершать движения лишь вместе с шиной и в одном направлении. 2. Шинирующая конструкция, объединяя в блок все передние и все боковые зубы, разгружает их пародонт при откусывании или разжевывании пищи. 3. Нагрузка в шинирующем блоке в первую очередь воспринимается зубами, имеющими меньшую патологическую подвижность, они разгружают зубы с более пораженным паро-донгом 4. Зубы расположены по дуге, кривизна которой более выражена в переднем отделе, поэтому шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устойчива к действию наружных сил, чем шина, расположенная линейно. 5. Порядок распределения жевательной нагрузки зависит от точки приложения сил. 6. При линейном расположении шины возможны колебания шин, когда зубы имеют I или П степень подвижности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: