Укрепление верховной власти и стабильности монархического правления при махарадже Синдоке. Развитие восточнояванского центра Матарама

При внуке Дакши, махарадже Синдоке (929 – 947) яванское государство Матарам вступает в новую полосу своей истории. Прежде чем заянть престол Менданге, Синдок около 10 лет занимал сановную должность мапатиха сначала восточнояванского матарамского владения Джанггалы (мапатих халу), а затем и самого Матарама (мапатих хино) и носил высокий титул ракриана. Неясно, по какой причине прервалось правление махараджи Вавы в 928 г. (предполагается, что это было стихийное бедствие, возможно, извержение вулкана Мерапи). Не исключено, что Синдок, давно ожидавший возможности занять трон, использовал бедственную ситуацию для захвата власти. Но, став королем и приянв тронное имя Ишанавикрама, Синдок титуловал себя махараджа рака хино. С этого времени и до 80-х гг. ХII в. махараджа являлся одновременно и носителем одного из трех высших феодальных титулов, удостоверяющих права на основную территорию государства в составе трех областей: Матарам (рака хино), восточпояванскую область Джанггалу (рака халу) и восточнояванскую область Кедири (рака сирикан). По сравнению с пестротой титулов рака у королей предыдущего периода происходит унификация королевских титулов, отражающая процесс централизации политической власти в районах, которые в конце концов стали основой яванской деспотии. Проходило то время, когда рака отдельных центральнояванских княжеств боролись за монополию на титул махараджи, традиционный институт рака перестал быть выражением самовластья крупнейших феодальных родов. Этому способствовали и последствия переноса политического и культурного центра яванского государства на Восточную Яву.

В годы правления Ишанавикрамы (Синдока) столица государства Матарам переместилась с Центральной Явы на Восточную, в Ватугалух, в районе между горами Семеру и Вилис. Причины этого перемещения не представляется возможным оценить однозначно, и это событие по-разному объясняется исследователями. В числе прочих называют истощение экономических ресурсов Центральной Явы в результате постоянного храмостронтельства, природную катастрофу, угрозу со стороны Шрнвиджаи и т. д. Но какова бы ни была непосредственная причина этого события в 20-х — 40-х гг. X в., оно было не только подготовлено, но и в известном смысле предопределено экономическим развитием восточных районов острова. Во-первых, еще задолго до описываемых событий на Восточной Яве, в излучине Брантаса, развивались рисоводческие районы с богатыми вулканическими почвами; ранние источники позволяют говорить о существовании на Восточной Яве какого-то центра государственности. Археологические данные VIII – IX вв. указывают на наличие здесь земельных владений и храмов, связанных с династией Санджаи. Во-вторых, с конца IX – начала Х в. хозяйственно-экономическое значение восточных районов в жизни Матарама непрерывно росло. Консолидация политической власти Матарама стала возможной благодаря расширению его экономической базы в ходе освоения новых рисонроизводящих районов, плодородных межгорных долин, увеличения числа податного населения.

Судя по эпиграфике, время лравления махараджи Синдока было относительно мирным, не сопровождались внутренними потрясениями. Синдик правил совместно со своей женой, дочерью ракриана Баванга. При нем старая центральнояванская столица еще сохраняла свое значение, но в условиях переноса основного политического и административного центра на восток функции прежней резиденции матарамских королей утратились. Если до Синдока в надписях говорилось о том, что боги и божественные предки защишают кратон махараджи в земле Матарама, то после этот кратон называется лишь обителью божественных духов. Иными словами, Менданг из политико-административной столицы превратился в священную столицу. Впоследствии, по мере развития культового строительства на Восточной Яве, монументальное храмовое зодчество на Центральной Яве прекратилсь.

В этот переходный период монархчиеская власть всячески способствовала укреплению религиозно-идеологических основ государства и соединению под его началом различных классовых верований. Так, при Синдоке был составлен свод буддистских догм мистического учения тантраяны, хотя сам махараджа облекал свою власть преимущественно в индуистские одежды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: