Ранний Матарам при Санджае и при королях династии Шайлендра

Древнейшие памятники Матарама — это санскритские надписи Центральной и Босгочпой Явы (732 и 760 гг.), а также индуистские святилища — чанди. Они относится к тому времени, когда в одном из небольших центральнояванских кннжеств, Матаряме (с центром в долине Кеду) прваили раджи индуистской династии, приверженцы культа Шивы-Махадевы. Крупным деятелем этой династии (а по более позднему генеалогическому списку и ее родоначальником) стал князь (рака) Матарама король (раджа, или рату) Санджая. Надпись из Чанггал (732 г.) говорит о возведении раджой Санджаей на священной горе линги – символического изображения созидательной энергии Шивы. Согласно надписи, «благородный правитель Санна подчинил врагов», а после его смерти его сын Санджая, знаток наук и покоритель соседних государев, правил в союзе со своей сестрой.

Матарам был одним из наиболее богатых районов Центральной Явы. Санджая одержал верх над другими цснтральнояванскими рака и выдвинулся среди них как рату- верховный правитель. Легендарная традиция приписывает ему покорение малайских и даже некоторых кхмерских владений, но это пе подтверждается средневековой эпиграфикой. Возможно, однако, что государство Санджаи на Центральной Яве стало наследником древнего государства Калинга (Хэлин) с его шиваитскими традициями. Остатки святилищ и храмовые постройки на Центральной Яве (Гунунг Вукир, плато Дьенг) датируются VIII — нач. IX в., но здесь были культовые центры и в эпоху Калипги.

В середине VIII в. на Центральной Яве произошли перемены, связанные с приходом к власти монархов, которые относили себя к династии Шайлендра («Власттели Горы»). Независимо от степени достоверности той или иной гипотезы о происхождении Шайлендра можно полагать, что это была яванская ветвь той же династии, что и в Шривиджае. Яванские Шуйлекдря тоже были сторонниками буддизма махаяны и всячески проповедовали, как и суматранские правители, его мистический толк — ваджраяну, отметив годы своего правления в долине Кеду строительством десятков буддийских чанди и других сооружений.

Китайские источники сообщают, что между 742 и 755 гг. столица государства Санджаи была перенесена на восток и что произошло это при государе Ги-ене (Гаджаяне). В то время государство, очевидно, называлось Калинга (Хэлин), однако в дальнейшем его стали именовать Матарам (по названию владения на юге Центральной Явы). Эти перемены подтверждаются памятниками Восточной Явы — надписью 760 г. из Динойо и храмовой постройкой — чанди в цептральнояванском стиле. Прашасти (надпись) из Динойо сообщает, что здесь правил мудрый и сильный правитель, раджа Девасимха, при котором ярко воссияла мощь Шивы. Девасимхе наследовал сын Лисва, правивший под тронным именем раджи Гаджаяны и приказавший вознести статую мудреца Агастьи из черного камни. Шивантский культ Агастьи, божественного предка первосвященников, распространителя индуистской веры за океаном, был весьма популярен на Яве. Гаджаяла пожертвовал святилищу Агастьи скот, рабов, землю, культовые принадлежности, средства на строительство храмовых помещений и гостиницы, «снабженной рисом, зерном, постелями и сундуками».

Весьма вероятно, что с середины VIII в., а возможно и несколько ранее, центр государства переместился на Восточную Яву, а на Центральной Яве род Санджаи попал в вассальную зависимость от правителей династии Шайлендра, которые господствовали в долине Кеду приблизительно до середины IX в. Все немногочисленные сведения о правителях Матарама за это столетие дает эпиграфика, экономическим содержанием которой являются в основном земельные дарения от лица рака или монарха.

Центральная Ява в рассматриваемый перипд не была объединена под одним скипетром, не было централизованной власти на сколько-нибудь обширной территории, политическое положение во многом определялось борьбой между наиболее влиятельными князьями (рака), некоторый из них принимали титул махараджи. Известно по надписи 778 г., что рака Панангкарана объявил себя махараджой с тронным именем Санграмадхананджая. Это был либо вассал, либо представитель дома Шайлендра. Из других правителей, которые относились к роду Шайлендра известен махараджа Индра (по надписи 782 г., в которой, впрочем, под этим именем мог фигурировать и предыдущий махараджа -- рака Панангкарана). Один из правителей Шайлендра после махараджи Индры — Самаратунгга —основал в 824 г. буддийское святилище и в связи с этим освободил от податей общины, которые находились во владениях рака Патапана, предоставившего дли святилища подчиненные ему земли. Надо отметить, что при отсутствии прочного территориального объединения яваксккм Шайлендра удалось, опираясь на эксплуатацию густонаселенных рнсопроизводящих долин Цстральной Явы, организовать постройку огромных культовых комплексов буддизма ваджраяны, таких как святилища и вихары (монастыри) в Кеду и в долине Прамбанан—это Боробудур, чанди Мендут, Павои, Каласан и другие. Строительство храмов, по масштабам и интенсивности значительно превосходившее культовое строительство в Шривиджас, свидетельствует о том исключительном значении, которое в явапском государстве придавалось идеологическому оформлению власти.

Матарам при Шайлеидрах поддерживал, как и предшествующие государства, дипломатчиеские и торговые контакты с танским Китаем, где страну по-прежнему именовали Хэлин. Такие посольства были в 813 и 818 гг. В 820 и 831 гг. посольства из Матарама назывались миссиями из страны Шэпо. При дворе Шайлендра в Матаираме подвизались выдающиеся знатоки буддизма из индии, например Кумарагхоша из Бенгалии, который был принят Санграмадхананджаей. Буддисты-аскеты с Ланки населяли монастырь Абхаягири при махарадже Самаратунгге.

Известны имена некоторых вассальных правителей линии Санджаи в конце VIII — первой четверти IX в. Их положение с трудом выявляется по источникам. В 907 г., около века спустя, махараджа Балитунг, перечисляя в надписях своих предшесвтенников, правивших в Менданге (столичной области Матарама), и относя их к своим предкам из рода Санджаи, называет рака Панунггалана и рака Варака (соответственно ок.780 — ок. 800 и ок. 800— 819). По списку Балитунга они были махараджами, по это не подкрепляется прямыми данными и указывает в лучшем случае на то, что рака отдельных областей Центральной Яиы могли время от времени претендовать на данный титул по примеру Шайлендра или в силу родственных связей с ними. Кроме того существует мнение, что на Центральной Яве в этот сложный период политическая ситуация не исчерпывалась отношениями двух династйиных линий (Шайлендра и Санджаи) с их владениями. Были другие самостоятельные (либо вассальные по отношению к Шайлендра) правители из каких-то других местных яванских родов. Таким мог быть правивший в Кеду после махараджи Санграмадхананджаи (то есть после 779 г.) владетель Халу, титуловавший себя древним австронезийским титулом монарха — рату.

Внутриэкономические отношения в яванском государстве отражены в данных эпиграфики. Судя по надписям, в VIII в. было больше строительства храмов, чем дарений земли и имущества. Еще ощущались отзвуки обычаев времен Тарумы: перечисления скота, «рабов» и проч. Типичная экономическая операция: строительство храма и создание одновременно с ним хозяйственного комплекса из земли и подаренных отдельно зависимых. Тогда же или чуть позднее происходит и закабаление некоторых изначально свободных общин. Перед нами картина архаического австрического* общества, во многом похождего на кхмерское VI— VIII вв. И поле, ирабы, и скот должны были образовать хозяйство «для регулярного использования» храмом.

Дарения земли начались в VIII в., как и во всех государствах ЮВА, с монархов. Потом, в первой половине IX в., монархи уже только строят, а местные чиновники и реж крупные светские владельцы дарят построенным храмам готовые поля (савахи) и необработанные «лесные» земли (лмах), но не общины; порой отдельно поля и отдельно зависимых земледльцев. Так создаются привилегированные владения духовенства – симы, получающие в то время первые иммунитеты. Термин «сима» используетяс в своем яванском понимании – не как храмовый участок, где стоит здание храма, а как привилегированное земельное владение, в данном случае — поле в свободной вануа, подчиненной местной администрации округа или чиновнику центральной власти. Похожим путем складывались владения духовенства и у кхмеров.

С начала IX в. крупные владельцы и местные власти во все большем количестзе отдают землю (главным образом, видимо, храмам, построенным мжархами); возможно, монархи их в этом поощряли, ослабляя экономически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: