В КОНЦЕ Х-XV в

Общее для конца X—XV в., то есть для второй и третьей эпох, отчасти обусловлено ходом дальнейшего развития, а также спецификой восточнояванских аграрных отношений.

Надо отметить, что большинство описываемых далее социальных связей исчезло в ходе распада сложной аграрной системы имперского «ядра» в XV в. Но появились в эти века и важные новации, распространяющиеся в это время, дальнейшее развитие которых происходило в последующие столетия. Прежде всего к этим новациям относится усиление роли частноправовых отношений, рост доли форм эксплуатации, связанных с переадресацией служилым налогов с групп крестьян, сидевших на своей земле. Иными словами, все более преобладали формы эксплуатации через условное служебное или равное ему владение. Государство, которое и ранее не вмешивалось во внутренние экономические дела «казенной» крестьянской общины, платившей ему налоги, не вмешивалось в них и после переадресации налогов с такой общины конкретному лицу, светскому или духовному. В этом — отли­чие от первой эпохи, когда государство живо интересовалось условиями изменения владельческих прав и хозяйственной деятельностью феодала на подаренной земле, что и составляло суть публично-правовых отно­шений в их ранних яванских формах. Теперь частное хозяйство феода­ла все менее контролируется, в дела же общины государство и ранее вмешивалось незначительно.

Парадокс ситуации в том, что с ослаблением ранних форм пуб­лично-правовых норм с их детализацией хозяйственного поведения усиливалось условное служилое землевладение, основанное на переадресации актом монарха государственных налогов духовному или светскому феодалу без изменения, как правило, статуса крестьян. Иными словами, в конце X в. один вид публично-правовых отношений сменился другим. Публично-правовой контроль за дарениями земель и хозяйствованием на них феодалов, при отсутствии такового контроля за деятельностью крестьян, резко ослаб. (Тем более, что на Восточной Яве не сложились крупные внеобщиниые и надобшинные хозяйственные хозяйства храмов и крупных феодальных владельцев.) Преобладающим стал интерес государства к обязательствам и доходам с крестьян; при этом признавалась необходимость легальных государственных гарантий таких доходов и их определение государственным актом.

После двух веков первой эпохи, когда сосуществовали налоговая община и крупное частное землевладение, общество перешло во второй и третьей эпохах к государственно-феодальной экс­плуатации общин как единственной или основной форме, на базе которой формировалось новое условное феодальное землевладение,

В конце X—XV в. получателями земель и привилегий от монарха становились многочисленные светские лица. Их основные категории — деревенские чиновники и представители местных властей (самгат и др.), причем последние — все реже.

Доля монархов в экономических операциях росла. Ко времени позднего Маджапахита (XV в.) она существенно потеснила долю крупных землевладельцев и глав местных властей. Сложилось в чистом виде право «верховной собственности на землю», так как на востоке Явы не было слоя рака, а общинная верхушка не стала серьезным конкурентом экономической власти монархов. Во вторую и третью эпохи еще не сложились крупные владельцы на местах. В этих условиях общин­ную верхушку как основного экономического контрагента центральной власти постепенно сменяли зависимые от монархов мелкие и средние служилые светские и духовные владельцы, значительной части — условные (панджц, отдельные священнослужители и др.). Когда в конце XV в. империя слабеет и право верховной собственности распространяется на все меньшую территорию, оно все еще остается прочным. Новое же усиление крупных светских владельцев в XV в. выражалось уже не в получении прав от монарха, а в отрывании от государства одного куска за другим,

Многое изменилось в эти пять веков и в земельных отношениях. Конец X— XV вв. — это время резкого роста иммунитетов и фиксаций прав. Указанные виды отношений между юридическими лицами связа­ны с доходами с естественно и давно сложившихся общинных коллек­тивов,

О роли и месте деревенских чиновников свидетельствует обязательность в то времена «просьб о дарении земли» (фактически — иммунитетов) с их стороны в адрес монарха. Раздача иммунитетов прак­тиковалась во второй и третьей эпохах во все более обшей форме. Рост роли иммунитета был связан здесь с расширением сферы, действия обычного права. В целом аграрные отношения на средневековой Яве за три эпохи прошли три фазы, приблизительно соответствующие эпо­хам:

ярко выраженные публично-правовые нормы
1. Передача земли или привилегий

для нее от властей с детализацией

ее характера

2. Передача доходов и их детализа­ция

3. Передача доходов без детализации – частно-правовые нормы

Духовенство (храмы и отдельные священнослужители) все чаще проявляет в эти века экономическую активность, выступая в роли субъектов сделок. Растет доля упоминаний о дхармах (священных вла­дениях), растет роль симы (самостоятельного привилегированного хо­зяйственного организма, состоящего из земли и людей). Симы периоди­чески создавались путем переадресации монархом духовенству или награждаемому светскому лицу государственных налогов с какой-либо общины. Дарил земли почти исключительно монарх, причем не храмам, а сначала общинам, точнее их верхушке, затем мелким и средним фео­дальным владельцам. Только монарх. мог санкционировать дарение и светскому владельцу, и духовенству. Со времени Аирлангги основной получатель таких санкций — общинная верхушка, позднее — средние светские феодальные владельцы, а также коллективы крестьян. Дере­венской верхушке, а также средним светским владельцам, имевшим для своих владений справа на ремесленную деятельностью, монархи давали и «права для деревни». Эти права, в том числе на занятия доходными промыслами, относились лишь к привилегированным общинам и свет­ским феодальным владельцам. Вся эта система в совокупности состав­ляет позднее восточнояванское право светских феодалов.

Очень важно, что со второй эпохи появились термины, обозначающие одновременно земли и людей (тхани), то есть деревни, но без статуса свободной общины-вануа. Тхани — не только предмет экономических операций, но и порой получатель иммунитета, то есть это не прост зависимые деревни, а деревни иного статуса.

Налоги платили, то есть «выполняли обязанности», связанные о владением землей, в основном общины, но также и монастыри, храмы, отдельные священники, в меньшей степени — титулованные и нетитулоанные светские владельцы. Иными словами (и это очень важно) какие-то налоги платила не только община, но н духовенство и средние и мелкие служилые люди.

Такова в общем виде тенденции развития от Восточного Раннего Матарама до конца империи Маджапахит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: