Список рекомендуемых источников и литературы

ИСТОЧНИКИ

1. Бакунин М. М. Тропическая Голландия. Пять лет на острове Ява. Спб., 1902.

2. Книга Марко Поло. М., 1955.

3. Кузнецова С. С. Яванские хроники XVII—XVIII вв. как источник по истории Индонезии. М., 1984.

4. Пин то МендесФ. Странствия. М., 1972,

5. Политика европейских держав в Юго-Восточной Азии (60-е гг. XVIII—60-е и XIX в.). Документы и материалы. М., 1962.

6. Политика, капиталистических держав и национально-освободительное движение и Юго-Восточной Азия (1871—1917). Документы и материалы. Часть I. М., 1956.

7. Сукарно.Индонезия обвиняет. М., 1956.

8. Blumberger J. Th. P. Dy nationalistische beweging in Hederlandsch-Inilir Haarlem, 1931.

9. Kern H. (uitg., Inscripties van den Indische Archipel / Kern H. Verspreide ge schriften, D. 6—7. 's-Gravenhage, 1917.

10. Koch D. M. G. Verantwoording. Een halve eeuw in Indonesie. s`Gravenhage Bandung, 1956.

11. Pigeaud T. (ed.). Java in the 14th Century. A Study in Cultural History. The Nagara-Kertagama by Rakawi Prapanca of Majapahit 1364 A.D. Vol. I – V. The Hague, 1960—1963.

12. Sarkar H. B. (ed.). Corpus of the Inscriptions of Java (Corpus Inscriptionum Javanicorum) (up to 928 A. D.). Vol. I—I I. Calcutta, 1971—1972.

13. Sastroamidjojo A. Tonggak-tonggak di perjaltiuaku. Jakarta, 1973.

14. Statistisch Jaaroverzicht van Nederrandsch Indie. Jaargang 1926. Wellevreden-Batavia, 1927.

15. Wheatly P. The Golden Khersonese. Kuala Lumpur. 1961.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандиленко Г. Г. Культура и идеология средневековых государств Явы. М., 1984.

2. Беленький А. Б., Ионова А. И. Индонезия // Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX — начало XX в.). М., 1973.

3. Беленький А. Б. Национальное пробуждение Индонезии. М., 1965.

4. Беленький А. Б., Тюрин В. А., Цыганов В. А. Исторический очерк // Индонезия. Справочник. М., 1983.

5. Берзин Э. О. Юго-Восточная Азия и экспансия Запада в XVII — начале XVIII в. М., 1987.

6. Берзин Э. О. Юго-Восточная Азия в Х111— XVI вв. М., 1982.

7. Бокщанин А. А. Китай и страны Южных морей в XIV — XVI вв. М., 1968.

8. Губер А. А. Избранные труды. М., 1976.

9. Губер А. А. Индонезия. Социально-экономические очертей. М., Л., 1932.

10. Гневушева Е. И. В стране трех тысяч островов. М., 1962.

11. Деопик Д. В. Внутриполитическая история позднего Маджапахита и ее связь с изменением структуры класса феодалов (по материалам хроники «Параратон» — «Книга царей») // Малайско-иидонезийские исследования. Сб. статей памяти акад. А. А. Губера. М., 1977.

12. Демин Л. М. Остров Бали. М., 1964.

13. Демин Л. М. Яванская средневековая поэма «Негаракертагама» и ее идеологическая направленность //Источниковедение и историография стран Юго-Восточной Азии. М., 1971.

14. Ефимова Л. М. Основные этапы борьбы мусульманских партий и организаций за исламизацию индонезийского государства // Религия и общественная мысль народов Востока. М., 1971.

15. 3аказникова Е. П. Рабочий класс и иационально-освободительное движение в Индонезии. М., 1971.

16. Ионова А. И. «Мусульманский национализм» в современной Индонезии (1945-1965). М., 1972.

17. История стран Азии и Африки в новое время. Учебное издание. М. Ч. I. 1989. Ч. II. 1991.

18. История стран Азии и Африки в средние века. Учебник для вузов, М., 1987 Ч. I и II.

19. История стран зарубежной Азии в средние века. Учебник для вузов. Л., 1970.

20. Кузнецова С. С. У истоков индонезийской культуры (яванская культурная традиция ХУП-ХХ вв.). М., 1989.

21. Кулланда С. В. История древней Явы. М., 1991. (рукопись).

22. Кулланда С. В. Некоторые проблемы социального строя раннеяванских государств (по данным эпиграфики VIII — начала X в.) // Народы Азии и Африки. 1982. № 5.

23. Лалаянц Э. А. Разложение сельской общины яванцев (конец XIX — половина XX в.) //Страны и народы Востока. Вып. IV. М., 1965.

24. Мовчанюк П. М. Яванская народная война 1825—1830 гг. М., 1969.

25. Можейко И., Седов Л., Тюрин В. С крестом и мушкетом. М., 1969.

26. Муриан И. Ф. Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV в. М., 1981.

27. Парникель Б. Б. Введение в литературную историю Нусантары IX—XIX вв. М.,.1980.

28. Пахомова Л. Ф. Национальный капитал в экономике Индонезии. М.„ 1966.

29. Симония Н. А. Буржуазия и формирование нации в Индонезии. М., 1964.

30. Тан Малака. Индонезия и ее место на пробуждающемся Востоке. М., 1926.

31. Тарле Е. В. Очерки истории колониальной политики. М.; Л., 1965.

32. Тюрин В. А. Ачехская война. М., 1970.

33. Холл Д. Дж. Е. История Юго-Восточной Азии. М., 1958.

34. Юго-Восточная Азия в мировой истории. М., 1977.

35. Burger D. H. Sejarah ckonomis sosiologis Indonesia. Djil. I. [s.L], 1957.

36. Coedds G. The Indianized States of Southeast Asia,, Honolulu, 1968.

37. Day Clive. The Policy and Administration of the Dutch in Java. 111. Edition. Kuala Lumpur etc.

38. Furnivall J. S. The Netherlands Indies. A Study of Plural Economy. Cambrid ge —New York, 1948.

39. Graaf H. J. de. Geschiedenis van Indonesie. "s-Gravenhage — Bandung, 1949.

40. Kat Angelino de. Colonial Policy, 2 vols. The Hague, 1931.

41. Krom N. J. Hindoe-Javaansche Geschiedenis. 's-Gravenhage. 1931.

42. La pi an A. Kolonialisme di Asia Tenggara. Jakarta, 1973.

43. Leur J. C. van. Indonesia Trade and Society. The Hague—Bandung, 1955.

44. Louw P., Klerck E. de. De Java-Oorlog van 1825—1830. Deels I—VI. Batavia, 1894—1909.

45. M. e i 1 i n k - R o e 1 o f s z M. A. Asian Trade and European Influence in the Indonesian Archipelago between 1500—and 1630. 's-Gravenhage, 1962.

46. Moertono S. State and Statecraft in Old Java. A Study of the Later Mataram Period, 16th to 19th Century. Ithaca, 1968.

47. Naerssen F. H. van and Jong R. C, de. The Economic and Administrative History of Early Indonesia. Leiden — Ko'ln, 1977.

48. Niel R. van. The Emergence of the Modern Indonesian Elite. The Hague and Bandung, 1960.

49. Pringgidigdo A. K. Sedjarah pergerakan rakjat Indonesia. Djakarta, 1950.

50. Raffles Th. S. The History of Java. 2 vol. II Edition. London, 1930.

51 Reid A. The European Discovery of the World and Its Economic Effects on Pre-Industriat Society, 1500—1800. Stuttgart, 1990.

52. Ricklefs M. C. A History of Modern Indonesia, 1300 to the Present. London, 1981.

53. Sarkar H. B. Some Contribution of India to the Ancient Civilization of Indonesia and Malaysia. Calcutta, 1970.

54. Schrieke B. Indonesian Sociological Studies. The Hague. Part I —1955; Part 11 — 1957.

55. Sejarah Nasional Indonesia. Jil. 1—V. Jakarta, 1977.

56. Sedjarah Perlawanan-Perlawanan terhadap Kolonialisme. Prof. Sartono Kartodirjo (Ed.), [s. 1.], 1973.

57. S1ametmuljana. A. Story of Majapahit. Singapore, 1976.

58. Stapel F. W. Geschiedenis van Nederlandsch-Indie. Tweede uitgave. Amsterdam, 1943.

59. Vandenbosch A. The Dutch East Indies. Berkeley — Los Aagcles, 1942.

60. Vlekke B. H. M. Nusantara. A History of Indonesia. Brussel — s-Gravenhage.

1959.

61. Wertheim W. F. Indonesian Society in Transition. A Study of Social Change.

The Hague —Bandung, 1956.


* Здесь и далее для обозначерия территории Малайского архипелага и Малаккского полуострова в целом мы используем поэтичный и ёмкий термин «Нусантара». Это яванско-санскритское слово, которым в средневековой инждонезийской литературе обозначали огромные островные владения и подчиненные территории яванского государства, переводится обычно как «Далекие острова», «Островная страна», «архипелаг». В настоящее время термин «Нусантара» употребялется наряду с боле распространенными географическими и политическими понятиями «Индонезия» и «Малайзия». В современной Индонезии его содержание переводится и как «островня родина».

* Юго-Восточная Азия в ее древних (до нач.н.э.) культурно-исторических границах, так называемый регион прото-ЮВА, включавший не только страны Индокитайского и Малаккского полуостровов и Малайский и Филиппинский архипелаги, но и юг Китая и даже часть северо-восточного Индостана.

* Это одна из причин того, что в зарубежной историографии долго бытовало мнение о единовременном появлении бронзы и железа на Малайском архипелаге и в связи с этим о периоде так называемого «бронзо-железного» века.

* Топоним «Явадвипа» обычно перкеводят как «Остров ячменя». Однако замечено, что в санскрите имеется и расширительное значение слова «Ява» - зерно, зерновые культуры. В этом случае более точно отражаются реалии о.Ява, где основной традиционной продовольственной культуройо издавна был рис.

* Индийские и некоторые голландские ученые в 30-е годы придерживались мнения об инднйскон генеалогии Шайлендра. Ж Седее выдвинул гипотезу о происхож­дении этой динасгии кз Фунани (Бапнома) на основании близости содержания днпастийного имени Шайлендра («Властитель Горы») у бапкомской титулатуры высшй власти — «Царь Горы» (курунг бном). Эта точка зрения приобрела сторонников в европейской историографии. Индонезийский историк М. Бухари, опираясь на упоминание одной из центральнояванских надписей на древнемалайском языке о «данунтиа Селендра», считает, что династия была местного происхождения.

* Австрические народы – древнее население ЮВА: австронезийцы (предки яванцев, малайцев, чамов и др.) и австроаиатов (предки монов, кхмеров, вьетов и др.)

* «Гористость» в обоих случаях невелика, но для традиционного поливного рисоводства – существенна.

* Второй этап (XVI— XVII вв.) проходит в условная нарастающей европейской торговой и колониальной экспансии, нарушающей естественный ход общественно-экономического развитии средневековых государств и положивший начало длительному периоду голландского колониального господства.

* Через два века они были во многом заброшены; житницы позднейшей Явы, как известно,— Кедири и Маланг. Причиной было то, что в окрестностях города Маджапахита произошло то же, что и в рисоводческих окрестностях столиц бирманской и кхмерской империй (гг. Паган и Яшодхарапура): искусственно созданная новая богатая область, возникшая за счет вложений в ирригацию из ресурсов старого центра, исчерпала себя, а затем пала основанная на ней власть.

* Вероятнее всего, это была его жена Кусумавардхана, дочь Хаяма Вуруня, бхра Лазема. Но примечательно, что «Параратон» называет в то же время вторую бхра Лазема – жену бхра Вирабхуми, что свидетельствует, каак можно предполагать, об остром конфликте, приведшем к расколу государства.

* Изобретение компаса уже позволяло совершать дальние плавания.

* Не смирившийся с поражением султан Махмуд, осевший в Джохоре, северно-яванские мусльманские княжества Демак и Джепара то вместе, то порознь вели непрестанные атаки на португальскую Малакку. С ростом могущества северосуматранского султаната Аче он, наряду с Джохором, становится основным противаником малаккских конкистадоров. Но играя на противоречиях местных султанов, претендующих на Малакку, портуальцы, хотя и ценой крайнего напряжения, держались.

** Таким образом, Тернате стал зародышем первой европейской колонии на Островах пряностей.

* Это подтверждается высокой активностью португальских католнческих миссий, деятельно обращавших в христианство жителей Амбона, а также островов Флорес, Тимор и Солор, где португальцы монополизировали заготовки и торговлю сандаловым деревом

* Три крупнейших корабля были водоизмещением в 260, 460 и 470 т. Крупнейшие корабли княжеств Нусантары не превышали 50—60 т.

* Вместо этого он был в апреле 1618 г. назначен новым генералом-губернатором, не получив никакой военной помощи.

* В честь полулегендарных древних предков голландцев — батавов.

** 12-летнее Антверпенское перемирие с Испанией близилось к концу, и Нидерланды остро нуждались в примирении интересов с Англией, в том числе на Востоке.

* Англичане, впрочем, так же как и Кун, не соблюдала условий договора. На Молукках они покупали более трети пряностей и подстрекали население к анти-голландским выступлениям.

* Имеются в виду жители Ост-Индии, индонезийцы.

* Приняв власть из рук Ранаманггалы, султан Абдул Кадир повел против бло­кирующих его столицу войск ОИК настоящую партизанскую войну. Позже, 27 декабря 1627 г., бантенцы ворвались не только в Батавию, но и ее цитадель, и их с тру­дом удалось оттуда выбить.

* Перец начал высаживаться на Калимантане местными китайскими торговцами: приходившим из Китая судам не хватало бантенского перца, который раскупался европейцами. После массового переселения на Калимантан яванских купцов с Пасисира торговля перцем перешла в их руки.

* Характерно, что и звания в иерархии ОИК были чисто торговыми: «младший купец», «купец», «старший купец», «младший бухгалтер» и т. п.

* Цитадель была постоянной резиденцией генерал-губернатора и Совета по де­лам Индии (Индонезии).

* Однако вскоре дружественные связи англичан с португальцами привели к рез­кому ухудшению отношений первых с Аче.

* Султан бежал в Батавию под защиту голландцев.

** Серебряная монета стоимостью 0,5 реала.

*** К началу 60-х гг. производство мускатного ореха и мускатного цвета было лишь на островах Амбон и Улнассер, жестко контролируемых ОИК.

* Напротив, в 1637 г. султанаты Матарам и Банджар заключили договор о дружбе.

* Всякое сопротивление голландскому флоту, всякая помощь повстанцам незамедлительно квалифицировались Компанией как «пиратство».

* Метсёйкер составил «Батавийские статуты» — первый свод законов для владе­ний голландцев на Востоке.

** Метсёйкер воспользовался просьбой местного князька о помощи против ис­панцев, чтобы возвести на территории княжества Менадо крепость (1654), пренебре­гая протестами Хасануддина.

* По бытовавшему в Нусантаре обычаю, потерпевшее бедствие судно стано­вится законной добычей прибрежного княжества.

** Спеелман был известен даром военачальника, отвагой, абсолютной бесприн­ципностью и безжалостностью к «туземцам».

* Рассмотрение данной темы тем более важно, что и в большинстве прочих кня­жеств Нусантары в рассматриваемый период с разной степенью зрелости воспроизво­дились аналогичные структуры.

** Должности ведана, демангов и других прияи были весьма престижны.

* С течением врмени, естественно, сямостоятельность бенефициариев-бупати ук­реплялась, их право на землю имело тенденцию становиться наследственным и безусловным.

* Более детально тема соседской общины, положения крестьян будет рассмот­рена ниже в связи с закреплением новой высшей социально-политической и экономи­ческой власти — Голландской ОИК.

* Э. О. Берзин справедливо отмечает, что «неожиданно для себя Трунаджая стал вождем крестьянской войны».

* Двое младших братьев оспаривали завещание отца. Каждый из них провоз­гласил сунаном себя. Один из них, Пугер, воспользовавшись дальним походом Тру­наджаи, вскоре захватил развалины Плереда.

** Поначалу ОИК вела с ним дипломатическую игру. Теперь, когда она добилась от Амангкурата II согласия на новые уступки, его соперник стал ненужен и опасен.

* Аристократическое имя — Сурапати — было присвоено ему султаном Чиребона за оказанную услугу.

* Следует напомнить, что оно состояло из голландцев, их рабов и слуг с других островов, китайцев, арабов. Яванцев и сунданцев было крайне мало.

* Пакубувоно II построил затем новую столицу Суракарту на правом берегу р, Соло, напротив пепелища Картасуры.

** Его целью было достижение признания голландцами независимости о. Маду­ры и, по возможности, восточной части Пасисира.

* С производством пряностей в колониях других держав и падением мировых цен на них их значение для голландцев неуклонно уменьшалось.

* Крестьяне по приказу и под присмотром местной феодальной бюрократии со­кращали посадки риса, высаживали кофейные деревца, складировали готовую продук­цию, обеспечивали ее доставку о Батавию.

** Все острова Индонезии, кроме Явы и Мадуры.

* Стадхоудер (голл.) — правитель государства.

* Аннексируя земли Матарама и Бантена, ОИК присваивала себе право верховного собственника земли. Только в трех сохранившихся на Яве княжествах это пра­во сохранялось за князьями.

* Исключение представляли только так называемые «Частные земли».

* Адат (арабск.) — обычное право у мусульман.

** Такие виды ремесла, как прядение, ткачество, изготовление циновок и т. п., относились к домашним (непрофессиональным) ремеслам и осуществлялись самостоя­тельно в каждом хозяйстве.

* В разных провинциях Явы староста именовался: «лурах», «бекель», «петингги».

* В прошлом Хогендорп был губернатором Северо-Восточной провинции Явы (Пасисира). Проникшись идеями Великой французской революции, он выступил про­тив консервативных методов хозяйствования ОИК, критикуя заодно злоупотребления клики Недербюрга. Он был арестован Недербюргом, бежал и в 1799 г. опубликовал в Голландии сенсационный отчет, разоблачающий коррупционизм в Ост-Индии.

* Среди первых мер нового монарха был отказ от Хартии управления Ост-Индией и сменившего ее Административного акта без какой бы то ни было замени обоих.

* Кое-кто из жалобщиков приписывал Дандельсу даже сепаратистские устремления.

* Анализ переписки показывает, что Раффлз требовал изгнания, а не истребле­ния голландского гарнизона, но присылка султану мушкетов свидетельствует, что он не исключал и мер насилия.

* Однако вековые традиции невозможно отмениь росчерком пера. Крестьяне, до сведения которых попросту не дводилось освобождение от повинности, продолжали свой подневольный труд (керджа панчен).

** Эта социальная сила даже в передовой Англии до 30-х гг. ХIХ в. еще не располагала властью, а находилась в оппозиции к правящей торгово-финансовой олигархии.

* Между тем эти земли общины считали своей неотъемлемой собственностью и использовали как резерв для распределения между пополнением общины, как смен­ный массив при истощении почвы, а также как выгоны, пастбища, угодья и т. п.

* Реформы Раффлза опережали свое время даже применительно к самой Англии. Принцип фритредерства (свободной торговли), например, победил там лишь а 1832—1833 гг.

** Это не помешало ему, впрочем, отправить в Англию целый корабль, нагруженный яванскими раритетами, предметами старины. Судно погибло в пути.

* Англия желала создания в Европе сильного консервативно-монархического государства как барьера против Франции, где еще не улеглось революционное бро­жение.

* Это не мешало им широковещательно декларировать свою решимость покончить с ачехскими пиратами.

* Одной из причин воинствующе негативной позиции Капеллена, несомненно, было обоснованное опасение за сохранение голландской монополии на колониальную эксплуатацию Индонезии: частный капитал ряда стран-соперниц Нидерландов был сильнее.

** По оценкам голландского автора Визе, доля лиц в «туземном обществе», поль­зующаяся на Яве «наследственными привилегиями», составляла до 12,5% от числа жителей.

* Особенно тяжким было это бремя в провинциях Пекалонган, Семаранг, Рембанг и центральнояванских княжествах — именно там, где с наибольшей силой в 1825— 1830 гг. протекало восстание Дипонегоро.

** Вопрос о сдаче в аренду массива земли решал феодал, возделывание культуры предлагал плантатор, а организовывал общинный староста. Крестьянин же становился объектом тройной (а считая ростовщика — четверной) эксплуатации, будучи совершен­но отстранен от участия в сделке.

* Барон препятствовал свободному расселению европейцев ма Яве. С 1823 г. оно допускалось лишь в немногих местах при специальном разрешении правительства.

* Этимология термина «падри» не совсем ясна. Большинство исследователей выводят его из названия северосуматранского порта Пидир, откуда паломники (прозван­ные «пидари») отбывали в Мекку.

* Вместе с тем в нем всегда имелось и умеренное течение, возглавляемое Туанку пан Туа Туанку Имам Бонджолом.

** Что означает «бастион» на местном наречии.

* Стремясь хоть частично покрыть резко возросшие в этой связи расходы, рези­дент де Стюэрс попытался ввести в княжестве принудительную культуру кофе, уста­новил государственную монополию на соль, рыночную пошлину. Все это вызвало сильное недовольство населения.

* Как и Томас Матулесси (Паттимура), Имам Понджол провозглашен националь­ный героем Республики Индонезии.

** В большинстве случаев это были местные китайцы, реже — арабы.

* Тронное имя — султан Хаменгку Бувоно IV.

** Мать принца была не женой, а наложницей султана — отца Дипонегоро, что практически лишало последнего шансов на престол.

*** Тронное имя — Хаменгку Бувоно V.

* Вместе с тем в его титуловании появилась и дань традиции — формула Эру Чокро, то есть мессианский справедливый правитель.

* К концу войны было построено свыше 200 таких укреплений, что было край­не обременительно для бюджета колонии.

* Суфизм — мистико-аскетическое течение в исламе, переносящее акцент с об­рядности на молитвенно-сосредоточенный, мистически-личностный опыт общения с Ал­лахом. Кьяи Моджо, по-видимому, считал, что это мешает Дипонегоро стать «главой ислама».

* Другой опытный военачальник, непримиримый аитиголландец Бей пал в сра­жении. Дипонегоро остался без лучших полководцев.

** Кьяи Моджо также умер в ссылке в г. Менадо. Сентот, участвовавший в по­давлении восстания падри, был заподозрен в сговоре с ними, арестован и сослан в Ванкахулу, где и умер.

* Среди причин провала проекта дю Бюса, как считают голландские экономисты, следует учесть и то обстоятельство, что частный голландский капитал был тогда еще не в состоянии обеспечить большую часть требующихся капиталов и, следовательно, уступал бы все преимущества иностранным конкурентам.

* Фан ден Бос, опираясь на свой суринамский опыт, доказывал, что чернокожий раб производит в Вест-Индии в 10 раз больше, чем яванский крестьянин.

** Сам Бос, а следом за ним голландская администрация называли ее «системой культур». Индонезийская и советская историография точнее именуют ее «системой принудительных культур».

* Яванская мера площади — 0,71 га.

** В том же году на кофейных плантациях было занято 450 тыс. человек; ин­диговых—110 тыс. человек.

*** Яванская мера веса, составляющая примерно 62 кг. Остальные 0,4 млн пи­кулей были собственностью частного капитала, главным образом в княжествах Явы.

**** В 1836 г. в Проболингго на сахарном предприятии, принадлежащем европейцу, был впервые установлен пароной котел. Эту дату можно считать началом развития современной промышленности на Яве.

* Бос определил максимальный срок работы для возделывания принудительных культур в 66 дней в году. Но для выращивания кофе, к примеру, требовалось не ме­нее 90. А в совокупности с роди (государственной барщиной) принудительный труд нередко длился 200 и более дней. «Вместо того, чтобы выходить на работу раз в б—7 дней, многие были в такой степени перегружены барщиной, что редко могли отдохнуть хотя бы 1 день из 5 или 7», — писал голландский экономист Фиталис.

* В данном случае «раджа» означало не суверенный государь, а наместник (султана).

** Зверства всколыхнули общественное мнение Британии, но королевская комиссия полностью оправдала Брука (1854).

* Десять лет спустя парламент начал утверждать и колониальный бюджет.

* Этот роман-памфлет бичевал произвол и притеснения, на которые ОПК и коло­ниальная администрация обрекали яванских крестьян. Он был едкой сатирой на гол­ландских буржуа.

** Отношения найма были чужды яванскому обществу и ассоциировались им с долговым рабством. До конца XIX в. они чрезвычайно медленно внедрялись в систе­му производства.

* Это было выгодно и для плантатора, так как посадка корнеплодов удобряла почву фосфатами и повышала дальнейшую урожайность тростника.

* Историки Запада склонны объяснять убывающее благосостояние «туземцев» ростом населения, опережающим прирост пахотных земель — в 5 раз в течение XIX п. С 1885 по 1900 г., когда численность населения увеличилась примерно на треть, при­рост площади пахотной крестьянской земли исчислялся лишь на 5,7%. Акцентируя этот аспект, все они замалчивают второй: скачок в экспроприации государством м полупринудительнок аренде плантаторами огромных массивов лучших земель — и 20 раз с 1871 по 1900 г. Возможность освоения новых участков была просто закрыта для крестьян.

* По-видимому, это обстоятельство было определяющим: на Внешних о-вах уголовные санкции за нарушение контрактов были, напротив, введены как раз в это время, а именно в 1880 г.

** Английский капитал активно внедрялся также и в плантационное хозяйство колонии.

* Монополии продолжали сдаваться на откуп богатым «чужеземным азиатам». С убыванием роли монополий капитал переместился в область внутренного обмена и ростовщичества.

** Нидерландская королевская компании, она же Ройял Датч комнаии.

* Зачастую уламами называли представителей всех перечисленных категорий.

** История колониальных войн в Нусантаре не знала карательной экспедиции по­добной мощи.

* Сын и наследник Панглимы Полема, о котором шла речь выше.

* В дальнейшем он получил титул Теунгку Чик Ди Тиро — Великий улама из Тиро.

** Саман решительно пресекал самоуправство отдельных отрядов своего войска, которое было на первых порах довольно дисциплинированным. Он организовал его централизованное снабжение. Делалось многое, чтобы они не раздражали население поборами.

* Чут Нья Дин, гораздо более мужа приверженная исламу, принадлежала к роду владетельных улубалангов Нанта.

** Ученый с мировым именем, член множества академий, С. Хюргронье вместе с тем был искренним и убежденным сторонником колонизации Индонезии, поборником «цивилизаторской миссии Нидерландов».

* Было истреблено свыше 3,5 тыс. ачехцев, в том числе 800 женшин и детей.

* Попытки русского ученого-гуманиста, путешественника и этнографа II. Миклу­хо-Маклая побудить царское правительство воспрепятствовать колониальному поко­рению Ириана были оставлены без внимания царским окружением. В противовес экспертам типа С. Хюргронье Маклай был последовательным антиколониалистом и гуманистом.

* Все остальные земли Мадуры и Явы (за исключением «Частных земель») были, как известно, под прямым управлением голландцев.

* То есть со времени, когда Генеральные штаты Нидерландов стали контро­лировать бюджет НИ.

** В этом контексте планировалосъ поощрять «туземные мануфактуры», мел­кую местную продукцию.

* С начала 20-х гг. XX в. правительство Нидерландов, успокоенное спадом ре­волюционной борьбы в Европе и испытавшее тяготы экономического кризиса, пере­шло к жесткой политике в колонии, отбросив камуфляж.

* История, в частности, преподавалась в духе евроцентризма и голландского колониализма.

* Для сравнения: на Филиппинах, например, первый университет появился еще в 1611 г., а в 1863 г. было введено всеобщее начальное образование, бесплатное для бедноты.

** И все же даже в годы первой мировой войны голландским языком владе­ли лишь 0,1% индонезийцев — преимущественно выходцы из аристократической среды.

* Видный деятель национально-освободительного движения Э. Дауэс Деккер за­клеймил проведенную «этиками» «деценетрализацию» как «постыдную комедию».

* Уже в 1902 г. один чиновник приходился в Нидерландской Индии на 71 тыс. жителей, тогда как в Британской Индии — на 300 тыс.

* Ежегодно отмечается в Республике Индонезии как День национального пробуждения.

** Разными авторами переводится как «Высокая цель», «Благородное стремление», «Этика — превыше всего».

* С самого начала в БУ кроме яванцев входили проживающие на Яве предста­вители других народов страны. Однако руководящая группировка БУ всегда оста­валась яванской по составу и культурной ориентации.

* В период наивысшего взлета популярности, относящемуся к 1909 г. (что объ­ясняется еще и отсутствием организаций-соперников), БУ состоял яа 40 черничных организаций, насчитывавших около 10 тыс. членов.

* Одной из причин внешней аполитичности союза был, несомненно, действовавший тогда законодательный запрет «политической деятельности туземцев».

* В последнем отразился страх колонизаторов перед проповедуемыми СИ идея­ми панисламизма.

* Официально оформилась в 1926 г.

** Их было около 60 тыс. человек — 75% от численности европейской колонии в НИ.

* Необходимо учесть, что и подобные идеи, и самое существование политиче­ских партий находились тогда под запретом.

* Свыше 1/4 китайского самодеятельного населения в Индонезии занимались торговлей и ростовщичеством. Неуклонно нарастая, совокупные вложения хуацяо в экономику НИ к концу 30-х гг. составили свыше 150 млн американских долл., усту­пая лишь инвестициям голландской и английской буржуазии, но заметно превосходя совокупные вложения остальных стран Запада, уже не говоря о буржуазии корен­ных национальностей.

** Повседневная одежда индонезийских простолюдинов того времени била красно-корнчневого цвета.

* Не был принят и закон о создании «туземной милиции» — то и другое вследствие страха голландцев перед перспективой вооружения народа

** Фолксраад (Народный совет) — карикатурное подобие парламента в колониальной Индонезии (см. следующую главу).

* СДАП — одна из наиболее оппортунистических партий II Интернационала. Ее лидеры оправдывали колониальные порядки в НИ «цивилизаторской миссией» Голландии, утверждали вслед за буржуазией метрополии, что Индонезия «не созре­ла» для независимости, заявляли, что колониализм может быть сохранен даже при социализме. Члены СДЛП идейно практически смыкались с «этиками».

* В момент раскола—до 50 человек. Но уже к маю 1918г. она поднялась до 740—750 человек (в том числе 190 — в Сама Рата).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: