Начало распространения Ислама в России


После же Октябрьского переворота большевики сначала поиграли с мусульманами в демократию, использовав их в своих целях, а после объявили войну не только дворцам, но и храмам. Религия была объявлена "опиумом для народа", а атеизм возведен в ранг государственной политики. Активно велись строительные работы по возведению небывалой химеры - "новой исторической общности - советского народа". Где уж там заниматься историей распространения Ислама среди каких-то там "реликтов - татар, аварцев, черкесов и т.д.".
Начальной точкой отсчета распространения Ислама на территории современной Российской Федерации являются два события, произошедшие во времена Праведных Халифов. Оба они связаны со вступлением мусульман на земли провинций бывшего Сасанидского Ирана[3].

В 30-40-х годах VII века Сасанидская империя пала под натиском арабов. Арабы покорили весь Иран, захватили Закавказье и через Кавказскую Албанию (Арран) вышли к Дербенту. В 22/643 году (здесь и далее - год Хиджры/год по григорианскому календарю) при правлении второго Праведного Халифа Умара арабский полководец Абд ар-Рахман ибн Раби´а встретился с сасанидским (персидским) правителем Дербента Шахрибиразом. Последний лично прибыл в лагерь арабов и здесь признал себя вассалом Халифата. Согласно заключенному договору, Дербент не облагался данью, но взамен был обязан оборонять северный рубеж Арабского халифата от северных соседей и врагов - хазар. Впоследствии этот договор подтвердил и третий Праведный Халиф Усман.
Городу-крепости Дербент было дано также арабское название Баб аль-Абваб ("Врата врат"). Рассказ об этом событии приводит известный мусульманский историк Абу Джа´фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари в своей книге "История предводителей и царей". По свидетельству же историка Халифа ибн Хаййата аль-Усфури, арабский полководец Салман ибн Раби´а в 30/650-651 гг. дошел до тогдашней хазарской столицы Баланджара, где и погиб

8. возвышение Москвы. Формирование единого российского государства · Москва являлась центром довольно развитого пашенного земледелия и ремесла;· она находилась на пересечении торговых путей, что способствовало развитиюэкономических связей с другими областями, более широкому и тесному общениюлюдей;· географическое положение гарантировало ее относительную безопасность отвнешних вторжений, обусловливало приток населения, увеличение его плотности,что, в свою очередь, ускоряло экономическое развитие;· Москва являлась средоточием тех территорий, где формироваласьвеликорусская народность. Население более развитого московского региона вбольшей степени влияло на отдельные элементы языка, культуры и быта людейвсей Северо-Восточной Руси. Однако перечисленные специфические условия во многом были характерны и для Тверского княжества. Но центром объединения стала не Тверь, а Москва, в первую очередь благодаря умелой политике московских князей. К концу XIV в. были созданы экономические, политические и социальные предпосылки для объединения и образования единого государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:· монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства. Политические задачи объединения отдельных княжеств в единое государство стали определяющими;· развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе;· единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, и к началу XIV в. Российское государство носило многонациональный характер;· процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев и т. д.Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государства:1. конец XIII — 80-е гг. XIV в. — хозяйственный подъем в русских землях,возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокругМосквы;2. 80-е гг. XIV — вторая четверть XV в. — дальнейшее объединение земельвокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельнымикнязьями;3. вторая половина XV — начало XVI в. — образование единого государства.

9 .Россия и средневековые государства Европы и азии

Термин «феодализм» появился во франции в XVII веке и первоначально употреблялся в области права: в историческую науку он был введен в XIX веке известным французким историком Франсуа Гизо.

Во многих странах феодальные отношения складывались в течение длительного времени, что определялось характером и медленным темпом развития производительных сил.В России феодальный период приходится на IX-XIX век.Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития производительных сил, и следовательно, было более эффективно.Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю и носила натуральный характер.В усовиях аграрной экономики земля была главным средством производства, и феодальная собственность давала возможность эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую часть своей земли раздавали в держание крестьянам, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента для земледельца была единственным способом получения дохода от его земельной собсттвенности, а дя кррестьян-повиннстью за пользование землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина), продутовый (натуральный оброк) и денежной.Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда, сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы (например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии).Товарное производство (простое) и торговля при феодализме преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный характер экономики.Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на натуральной основе.В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы: купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов - пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия, каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные блага).Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так, воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы земли:пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои обязательсьва перед цехом или гильдией.Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства.Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи. Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации, ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря, священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет средневекового человека.

10.Россия при Иване Грозном В 1549 г. был созван первый Земский собор — собрание сословныхпредставителей. На основе решений Земского собора в 50-х годах XVI в. былипроведены следующие реформы: Военная Были запрещены местнические споры между воеводами во время походов, все ониподчинялись главнокомандующему. Каждый землевладелец обязан был выставить скаждых 150 десятин земли одного вооруженного воина на коне. За службудворянин получал до 450 десятин земли. Было создано новое постоянное войскоиз стрельцов, вооруженных пищалями. Сначала в стрелецкое войско было набрано3000 человек. Стрелецкое войско являлось мощной боевой силой Российскогогосударства.СудебнаяВ 1550 г. был принят новый Судебник Ивана IV. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей. Взяточничество каралось денежными штрафами.Вводилась смертная казнь «за разбой». При разбирательстве дел на местах стало обязательным присутствие земельных старост. В 1581 г. впервые были введены заповедные годы, запрещавшие переход крестьянина от одного феодала к другому в определенный год. Церковная В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоялся церковный Собор. Он оформил списоквсех русских святых, проверил церковные книги, унифицировал богослужение ивсе церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовкисвященников и дьяконов. Монахам запретили пить водку, осуждалось бритьебород. Собор не разрешил царю конфисковывать церковные земли, но сами монастыримогли продавать или приобретать земли только с царского дозволения. Реформы системы управления. При Избранной раде складывается приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Возглавляли приказы думные дьяки. Так складывался профессиональный аппарат управления — главная опора центральной власти.Опричнина.2 февраля 1565 г. Иван IV объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. В опричнину, подвластную царю (царский удел), вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Остальная территория была названа земщиной, в ней сохранялись старые порядки во главе с боярами. Противников опричнины уничтожали. Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско. Опричники приделывали к седлам коней собачьи головы и метлы, что символизировало их собачью преданность царю и решимость вымести всякую измену В 1570 г. Иван Грозный вместе с сыном Иваном возглавил поход по родной земле отмеченный проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым разгулом его слуг. Были разграблены Клин, Тверь, и Новгород. Это был настоящий террор, ставивший целью не только подавить бояр, но и запугать народ. Но вскоре царь сам стал бояться опричников.В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это ненавистное в народе слово.Последствия опричнины:· опричнина способствовала становлению деспотического характера русскогосамодержавия, фактически она превратила в холопов и феодалов, и крестьян;· была подорвана экономика страны, многие земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий. В 1581 г. Иван Грозный ввел «заповедные годы» — временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т. е. в России на время вводилось крепостное право;· опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне

11.смута: конец 16-начало 17 веков События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннею и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических ии международных отношений в конце правления Ивана VI и при его преемниках. Но было бы неверно именовать «Смутой» промежуток времени исключи­тельно с 1598 по 1613 год. Смута, как скрытая болезнь, задолго до эпохи самозванцев подтачивала силы. То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века, на­всегда врезалось в ее историческую память. То была череданевиданного и немыслимого ранее. В феврале 1598 г. по инициативе царицы Ирины и при активной поддержке патриарха Иова и других московских иерархов специально созванный Земский собор в Москве избирает царем Бориса Годунова. Годунов пытался предпринять меры для ослабления недовольства народа. В 1598 г. он снял недоимки по налогам, дал некоторые привилегии служилым и посадским людям в выполнении повинностей, объявил амнистию заключенным, на 5 лет отменил смертную казнь, разрешил частичный выход крестьян от одного владельца к другому. Но многие знатные бояре были недовольны избранием Годунова, считая себя обойденными, распространяли слухи о его причастности к смерти царевича Дмитрия. В 1603 г. из-за природных катаклизмов нечем стало высевать поля. Цена на хлеб возросла в 100 раз. По всей стране люди погибали от голода, повсюду бродили нищие. Тысячи холопов, крестьян, посадских людей бежали на окраины страны. Стихийно возникали отряды, которые нападали на помещиков и бояр. Кульминацией «голодных бунтов» стало восстание Хлопка (1603), охватившее все Подмосковье. Лжедмитрий I В 1601г. Годунов узнал, что в Польше объявился человек, выдающий себя за царевича Дмитрия. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу (1602) Галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. В октябре 1604 г. Войско Лжедмитрия, поддержанного польскими магнатами, двинулось на Москву. Войско Лжедмитрия быстро продвигалось к Москве. 13 апреля 1605 г. скоропостижно умер Борис Годунов. В это же время самозванец присылает в Москву грамоту, в которой требует устранить Годуновых. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий въехал в столицу — вскоре его «опознала» мать, инокиня Марфа, и 30июля 1605 г. «Дмитрий» венчался на царство. Лжедмитрий, став царем, повел себя независимо от польского короля: не разрешил строить католические храмы, не отдал полякам Смоленск, стал именоваться императором. Он обладал блестящими способностями. Бояре дивились его умению быстро и самостоятельно решать трудные вопросы. Но все же недовольство нарастало. Возник заговор бояр во главе с Василием Шуйским. 17 мая 1606 г. при попытке скрыться от заговорщиков Лжедмитрий был убит.Летом 1606 г. на юго-западе страны, в районе Путивля, началось восстание во главе с бывшим холопом Иваном Болотниковым. Для привлечения на свою сторону крестьян Болотников использовал имя царевича Дмитрия, который якобы не погиб в 1606 г. в Москве, а чудом спасся. В сражении у села Коломенского Болотников потерпел поражение и отошел к Туле. Шуйский пошел обманул восставших, и как только ворота крепости были открыты, руководители восстания были схвачены. Летом 1607 г. поляки направили в Россию очередного самозванца — Лжедмитрия II, происхождение которого неизвестно. Собрав большое войско, около 40 тысяч человек, самозванец дошел до Москвы, но не смог ее взять и обосновался лагерем в подмосковном селе Тушино. Польша воспользовалась ситуацией и начала в 1610 г. открытую интервенцию против России. Польские войска подошли к столице. С началом польской интервенции лагерь Лжедмитрия II распался, он бежал в Калугу и был там убит.В этой обстановке возник заговор дворян во главе с Захаром Ляпуновым, которого поддержало посадское население Москвы. Шуйский был свергнут, насильно пострижен в монахи и передан в качестве заложников полякам. Бояре задумали посадить на русский престол польского королевича Владислава. Шведы, узнав о русско-польском сговоре, оккупировали северо-западные русские земли. Началась открытая интервенция Польши и Швеции в Россию. На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. В конце марта 1611 г. первое ополчение осадило Москву, польский гарнизон отошел в пределы Китай-города и Кремля. Но в ополчении возникли серьезные расхождения между дворянской и крестьянско-казачьей частью. Поляки остались в Москве, а шведы захватили новгородские земли и осадили Псков. России грозила потеря национальной независимости, расчленение земель. В этой обстановке создается второе ополчение, во главе которого встали князь Дмитрий Пожарский и посадский староста Козьма Минин. В ночь на 20 августа 1612 г. ополчение подошло к Москве. Поляки пытались прорваться, но были отброшены. 22 октября 1612 г. ополчение освободило Китай-город, а 26 октября поляки в Кремле сдались. Москва была освобождена. Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куда», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». Россия потеряла немало своих сыновей и дочерей. Многие города и селения лежали в развалинах. Разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь. Русские люди возвращались на пепелища, приступали, как исстари повелось, к святому делу – возрождали свои жилища и пашни, мастерские и торговые караваны. В социальном составе общества «Смута» произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях «Смутного времени» частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства. Территориальное единство России, в основном, было восстановлено, хотя часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией. Во внутри политической жизни государства значительно выросла роль дворянства и верхушки посада. Власть восстановились в форме самодержавной монархии.

12.первые Романовы на российском престоле

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: