
Производство Внутренние проблемы Решения Информация
по вопросам
управления
| Информация о людях, оборудовании, сырье, энергии и т.д. | Маркетинг и сбыт | Производственный процесс | Клиенты | ||
| Закупки | |||||
| Техническое совершенствование | |||||
| Финансы | |||||
| Кадры | |||||
| Производство |
1.3 Содержание и последовательность проведения финансового и управленческого анализа. Проблемы их проведения.
В рыночной экономике система бухгалтерского учета в масштабе предприятия подразделяется на финансовый учет и управленческий учет. Соответственно анализ хозяйственной деятельности также можно подразделить на финансовый и управленческий анализ. Но такое разделение несколько условно, так как оба вида анализа взаимосвязаны, дополняют друг друга информацией.
Данные финансового анализа используют внешние пользователи для оценки инвестиционной привлекательности и доходности предприятия.
Управленческий анализ – направлен на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия. Информация, полученная в процессе проведения управленческого анализа, является внутренней.
Сущность управленческого анализа состоит в информационном обеспечении для принятия управленческого решения. Для этой цели необходимо использовать как производственные, так и финансовые показатели, т.е. управленческий анализ использует внешнюю финансовую отчетность (бухгалтерскую), необходимую для принятия партнерами предприятия решений, связанных с деятельностью предприятия.
В содержание внешнего финансового и внутреннего управленческого анализа входит комплексный экономический анализ деятельности предприятия (КЭАХД).
Примерная схема содержания анализа хозяйственной деятельности на рисунке.
КЭАХД
![]() |
Финансовый анализ Управленческий анализ

Внутрихозяйственный Внутрихозяйственный Внешний финансовый
производственный финансовый анализ анализ по данным
анализ по данным по данным публичной финансовой
управленческого учета бухгалт. учета и отчетности
отчетности
![]() | ![]() | ||
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
- множественность субъектов (пользователей) анализа,
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа,
- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности,
- ориентация анализа только на публичную внешнюю отчетность предприятия,
- ограниченность задач,
- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Особенностями управленческого анализа является:
- ориентация результатов анализа на свое руководство,
- использование всех источников информации для анализа,
- отсутствие регламентации анализа со стороны,
- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия,
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений,
- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Источником внешнего финансового анализа является годовая и квартальная отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, приложение к бух. балансу). Внутрихозяйственный анализ использует в качестве источника информации кроме данных отчетности, также данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию.
В условиях рынка и нестабильности, когда высок риск банкротства фирм, значение экономического анализа трудно переоценить, так как качественно проведенный анализ позволяет иметь объективную информацию собственникам и лицам заинтересованным в деятельности данной фирмы.
Объективность оценки финансового состояния предприятия обеспечивается аудиторской проверкой и качеством проведенного анализа.
В процессе проведения экономического анализа можно столкнуться с некоторыми проблемами, вызванными особенностямироссийской экономики и сложившейся практики анализа, в частности:
- отсутствие глубины анализа, то есть сведение результатов, тенденций, улучшения или ухудшения и отсутствие рекомендаций в силу низкой квалификации специалистов, проводящих анализ;
- отсутствие объективной информации для проведения анализа (искажение данных);
- расчет и поверхностное использование избыточного количества финансовых коэффициентов;
- невозможность проведения сравнительного анализа деятельности российских предприятий из-за отсутствия адекватной нормативной базы и средне отраслевых показателей;
- инфляция и необходимость расчета сопоставимых цен.
Для решения названных проблем необходимо:
· обеспечить единую нормативную базу коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятий;
· совершенствование правил бухгалтерского учета и методов оценки рыночной стоимости акций компаний.









