Согласно ФЗ о ЦБ РФ, члены Совета директоров

- не имеют права работать по совместительству, на основании договора подряда (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности);

- не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях;

- обязаны письменно уведомить в десятидневный срок Совет Директоров при приобретении долей (акций) кредитных организаций.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковский совет, куда входят по 2 представителя от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Данный порядок назначения высших руководителей обеспечивает прочные позиции Банка России и его руководителей и позволяет им противостоять давлению со стороны политических партий, оказываясь от краткосрочных целей. Это гарантирует политическую независимость Банка России от федеральных органов государственной власти- считает проф. Белоглазова Г.Н.

Однако это не означает, что власти не могут влиять на политику «главного банка». ЦБ юридически самостоятелен, но как совершенно справедливо заметили авторы учебника «Общая теория денег и кредита» под редакцией проф. Е.Ф. Жукова, «в конечном счете любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа»/Общая теория денег и кредита/ Под ред. Е.Ф. Жукова М.,1995, с.134.

Центральный аппарат Банка России функционирует на основе принципов: единства, системности, централизации и вертикальности управления.

В настоящее время в структуре Центрального аппарата ЦБР функционируют 23 департамента:

o Сводный экономический департамент

o Департамент исследований и информации

o Департамент бухгалтерского учета и отчетности

o Департамент платежных систем и расчетов

o Департамент эмиссионно-кассовых операций

o Департамент финансового мониторинга и валютного контроля

o Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций

o Департамент банковского регулирования и надзора

o Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов

o Департамент операций на финансовых рынках

o Юридический департамент

o Административный департамент

o Финансовый департамент

o Департамент информационных систем

o Департамент персонала

o Департамент платежного баланса

o Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках

o Главное управление экспертизы

o Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках

o Департамент полевых учреждений

o Департамент внутреннего аудита и ревизий

o Департамент внешних и общественных связей

o Департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России.

Подразделения ЦБ:

- Главная инспекция кредитных организаций

- Главное управление безопасности и защиты информации

- Главное управление недвижимости БР

Территориальные учреждения Банка России представлены главными управлениями по территориальным субъектам РФ. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов федерации.

Территориальные учреждения Банка России имеют права:

- участвовать в проведении единой государственной денежно-кредитной политики;

- осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций на соответствующей территории;

- проводить анализ состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона;

- осуществлять организацию и контроль расчетов в платежных системах;

- осуществлять контроль банковских операций на валютном рынке ценных бумаг.

Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и поэтому не имеют права:

- принимать решения нормативного характера;

- выдавать гарантии, поручительства, вексельные обязательства без разрешения Совета директоров;

- осуществлять без разрешения Совета директоров банковские операции в иностранной валюте;

- финансировать дефицит федеральных, местных бюджетов.

Территориальные учреждения, в пределах представленных им полномочий, осуществляют свои функции независимо от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Возглавляет территориальное учреждение начальник, на должность которого назначается лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы на руководящих должностях в банковской системе или финансовых органах не менее 5 лет. Такие же требования предъявляются к лицам, претендующим на должности заместителей начальника и руководителей подразделений территориальных учреждений Банка России.

Главное управление ЦБ РФ по Ростовской области

Ростовская контора Гос. банка была открыта 17 июля (по старому стилю) 1862 г. во исполнение мнения Гос. Совета, утвержденного Александром II. Ее первым управляющим был назначен статский советник Василий Васильевич Дроздовский. В это время по всей Российской империи было создано лишь 7 контор: в их числе Ростовская контора Госбанка.

Здание нынешнего территориального управления в г.Ростове строилось 5 лет с 1910 по 1915г. по проекту архитектора Михаила Михайловича Перетяковича. Примечательно, что проекту М.М. здание своим фасадом должно было выходить на ул. Б.Садовую. Но городская Дума запросила огромную сумму за снос ближайших зданий и контора была построена фасадом на Средний проспект (Соколова), а через дорогу львы улеглись на лестничном ансамбле хвостами к городу.

В начале XX века на территории Донской области функционировала довольно развитая трехуровневая система (9 ком. банков, 3 общ. банка,28 обществ взаимного кредита, 200 учреждений мелкого кредита), которые активно ссужались Госбанком, отсюда его общий активный оборот составлял 582,7 млн. рублей золотом.

В годы гражданской войны управляющий конторой Гульбин в счет общероссийской эмиссии выпустил ростовские деньги. 250 рублей подписанные Гульбиным можно было видеть в нашем краеведческом музее.

В годы Отечественной войны управляющий Ростовская контора Госбанка была вынуждена эвакуироваться в Ашхабад, а через 2 года эвакуации в 1943 году контора возобновила свою деятельность, не потеряв ни копейки активов.(История Ростовского банка-тема для реферата)

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры (РКЦ) и обслуживающие их операции вычислительные центры.

Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы России. В условиях двухуровневой банковской системы через РКЦ осуществляются банковские операции с денежными средствами. Деятельность РКЦ регламентируется отдельным положением, в котором определяются следующие функции:

1.Осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами).

2.Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов).

3.Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними.

4.Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).

5.Обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).

6.Расчетно- кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов гос. власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

7. Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа.

8.Разработка ми представление в территориальное учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории.

9.Установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком.

10.Осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями.

11.Составление на основании данных кредитных организаций календаря выдачи денег на оплаты труда и представление его в территориальное учреждение Банка России.

12.Проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре.

13.Регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов.

14.Участие в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России.

Для выполнения указанных функций РКЦ осуществляет следующие операции:

1. Открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов), о кредитным организациям (филиалам),по месту нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам.

2. Списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.

3. Контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами.

4. Контроль осуществления платежей в пределах средств, имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.

5. Учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах МСФО, а также других счетах, открытых на балансе РКЦ.

6. Выверка отражения расчетных операций на корреспондентских счетах (субсчетах) и других счетах, открытых на балансе РКЦ и на балансе кредитных организаций (филиалов).

7. Защита расчетно- денежных документов с применением специальных средств.

8. Прием и выдача ценностей из резервных фондов.

9. Учет эмиссионных операций.

10. Прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам.

11. Обработка денежной наличности.

12. Открытие и закрытие ссудных расчетов по рефинансированию банков Банком России и на основании кредитных договоров, заключенных территориальным учреждением Банка России.

13. Начисление процентов по кредитным операциями, контроль за их своевременным полным перечислением.

РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителей территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом советом директоров Банка России. Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими подразделениями, действующими на основании воинских уставов. Они осуществляют банковское обслуживание организаций на территориях, где отсутствуют территориальные учреждения Банка России (о.Тикси, Плесецк, Новая Земля).

Полевые учреждения ЦБ РФ.

Созданы 22 августа 1941 военного года Постановлением Совета народных комиссаров. Их предшественниками были военно-походные кассы, созданные в период Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг., которые обеспечивали поступление в войска денежных средств. На полевые учреждения возлагались обязанности кассового и расчетного обслуживания воинских частей и соединений Красной Армии. Работниками учреждений являлись военнослужащие, состоящие в кадрах Красной Армии и вольнонаемные.

После войны большая часть полевых банков была расформирована, но необходимость в них не отпала. К концу 50-х годов основная часть полевых банков располагалась за границей в группировках советских войск. Германия, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Австрия, Куба.

В 70-х годах полевые банки обслуживали Байконур и БАМ, Дальний Восток, Афганистан.

В период распада СССР, для банковского обслуживания российских войск со странами СНГ заключены договора об условиях функционирования полевых учреждений в Казахстане, Армении, Молдове, Киргизии.

В 2000 году открываются полевые учреждения в п.п. Шатой, Шали, Ханкала. Где война, где неспокойно, там полевые учреждения банков, готовые к расчетно-кассовому обслуживанию войск в любых условиях.

Функции учебных заведений, подразделений безопасности и Российского объединения инкассации ясны из их названия и в пояснении не нуждаются.

Тема №4. Банк России, как орган в денежно-кредитном регулировании.

  1. Цели, субъекты и объекты денежно-кредитного регулирования.
  2. Денежная политика и ее взаимосвязь с другими направлениями экономической стратегии.
  3. Разработка и содержание основных направлений денежно-кредитной политики.
  4. Характеристика основных инструментов денежно-кредитного регулирования.

1. Вопрос

Денежно-кредитная политика представляет собой одно из направлений экономической политики государства, как совокупность мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране.

Целью денежно-кредитного регулирования, является достижение макроэкономического равновесия в области денежного обращения, при оптимальных для данного государства темпов экономического роста.

Различают стратегические цели, которые могут привести к макроэкономическому равновесию.

Текущие цели - ориентируются на более конкретные и доступные цели:

  1. регулирует количество денег в обращении через составление денежной массы (денежный агрегат);
  2. является регулирование курса национальной валюты для достижения стабильности в экономическом развитии;
  3. управление уровнем инфляции;
  4. стимулирование инвестиций.

Объектами денежно-кредитной политики является спрос и предложение на денежном рынке.

Субъекты денежно-кредитной политики: ЦБ.

Соагентами в проведении денежно-кредитной политике является КБ.

2. Вопрос.

Взаимосвязь денежно-кредитной политики:

  1. налоговая политика;
  2. депозитная политика;
  3. валютная политика.

Денежно-кредитная, налоговая, депозитная, валютная политики являются частью финансовой политики, и представляют собой совокупность методологических принципов, практических форм организации финансов и методов их использования.

Существуют соподчиненные направления:

1). Взаимосвязь денежно-кредитной политики и налоговой отмечается по следующим направлениям:

1. налоги составляют основу существующего государства, и представляет собой часть денежного потока. Все налоги выражаются в денежном виде;

2. денежно-кредитная и налоговая политики призваны содействовать увеличению доходов бюджетов;

3. принципы заложенные в определении льгот при выборе денежно-кредитной и налоговой политики:

ü равенство доступа

ü открытость в их предоставлении

2). Депозитная политика представляет собой регулирование движения потоков денежных средств между КБ и ЦБ. Депозитная политика направлена на составление резервов кредитных институтов. При увеличении резервов наращивается кредитный потенциал, это ведет к снижению % ставок и может вызвать рост инфляции за счет роста эмиссии. При снижении резервов - противоположный результат.

3). Валютная политика проявляется в установлении единственной законодательной денежной единицы, что приводит к существованию обменных операций по установленному курсу.

3. Вопрос.

Разработка денежно-кредитной политики регулируется ФЗ «О ЦБ», по которому в соответствии установившимся положением не позднее 26 августа ЦБ предоставляет проект основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящий год в Государственную Думу.

Не позднее 1 декабря разработанные основные направления на предстоящий год должны быть утверждены Президентом и Правительством России.

Основные направления денежно-кредитной политики ФЗ «О ЦБ».

Раздел 1. Основные результаты экономического развития. Содержит концептуальные принципы денежно-кредитной политики на предстоящий год. При их разработке ЦБ исходит из основной цели своей деятельности - защита и обеспечение устойчивой национальной экономики. В них просматривается, на чем основано решение, принятое в этом документе.

В 2000г. основные задачи - активизация мер по ограничению инфляции, так решение обусловлено сильным влиянием внешнеэкономических факторов, которые воздействуют на инфляционные процессы и распределение денежных потоков.

Раздел 2. Краткая характеристика составления экономики. (макроэкономические показатели, индекс цен, ВВП, отраслевая диспропорция, уровень доходов, составление занятости, наличие безработицы).

Развитие банковской системы- банковских активов, пассивов, кредитных вложений в реальный сектор, банковские резервы, характеристика кризисных явлений, институциональная характеристика, результаты воздействия на денежную массу со стороны ЦБ, динамика % ставки, изменение валютного курса, объем золотовалютных резервов, характеристика и структура денежной базы.

Раздел 3. Прогноз достижения текущей цели денежно-кредитной политики. (сценарный прогноз, показатели платежного баланса).

Раздел 4. Целевые ориентиры денежно-кредитной политики. (интервальный показатель инфляции, кредитный размер денежной массы, изменение золотовалютных резервов).

Раздел 5. Варианты применения инструментов для достижения целевых ориентиров.

4. Вопрос.

Инструменты денежно-кредитного регулирования:

  1. Процентные ставки по операциям ЦБ;
  2. Нормативы обязательных резервов;
  3. Операции на открытом рынке;
  4. Рефинансирование кредитных организаций;
  5. Валютное регулирование;
  6. Установление ориентиров роста денежной массы;
  7. Прямые количественные ограничения.

По методам применения этих инструментов различают:

Ø Административные;

Ø Экономические(рыночные);

Ø Общего действия или нормативного;

Ø Спекулятивные, направлены только на деятельность банков;

Ø Прямые (изъятие денежной массы);

Ø Косвенного воздействия (операции на открытом рынке);

По сроку действия инструменты:

Ø Краткосрочные;

Ø Среднесрочные;

Ø Долгосрочные.

1).Процентные ставки ЦБ России представляют собой минимальный размер % ставки, применяется банком при осуществлении рефинансирования и осуществления депозитных операций. ЦБ может устанавливать единую % ставку, дифференциацию в зависимости от операций, в зависимости от финансового состояния клиентов.

Механизм действия % ставки: ЦБ повышает или понижает % ставки, оказывает воздействие на возможности получения кредита коммерческими банками или клиентами. В конечном счете такая политика (кредитная экспансия или кредитная дискрипция) вызывают сокращение или увеличение совокупной денежной массы.

Эффективность применения инструментов % ставки зависит от 2-х факторов:

  1. Активность рефинансирования коммерческих банков;
  2. Активность участия в депозитных операциях коммерческих банков.

2). Нормативы обязательных резервов - обязательный резерв представляет собой механизм регулирования общей ликвидности банка России, используемый для контроля денежной массы посредством регулирования денежной мультипликации. Оказывая существенное воздействие на кредитные ресурсы банка, на их возможность предоставлять ссуды.

Представляет собой фактическое изъятие денежных средств из банковской системы и их «замораживание» на специальных счетах ЦБ; изъятие денежных средств; резервирование на счетах в банке.

3). Операции на открытом рынке - купля- продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг на условиях совершения поздней обратной сделки. Лимит этих операций утвержден Советом директоров. На открытом рынке выпускают государственные ценные бумаги, возникает государственный долг. Операции банка по продаже государственных ценных бумаг ограничивает наличность денежного рынка, что с одной стороны ведет к сокращению изменения денежной массы, а с другой стороны влияет на рыночную ставку % по кредитам. При выкупе ценных бумаг, денежный рынок увеличивает свою емкость, в результате чего происходит снижение % ставок и повышение кредитных возможностей банка.

4). Рефинансирование банков.

Под рефинансированием понимают кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе и через переучет векселей. ЦБ не является коммерческой структурой. Прямое кредитное рефинансирование осуществляется коммерческим банком.

5). Валютное регулирование не является пререгативой ЦБ. При валютном регулировании ЦБ осуществляет валютные интервенции, так и операции купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке.

Цель- воздействие на курс рубля и суммарный спрос предложения и денег.

6). Установление ориентиров роста денежной массы. Для исчисления совокупной денежной массы ЦБ использует так называемые денежные агрегаты. Денежные агрегаты представляют собой часть денежной массы на определенных носителях, которые построены по принципу ликвидности чем меньше цифро, тем более ликвидный носитель.

М0- наличные денежные средства в обращении.(деньги в кассах ЦБ, кассах предприятий и организаций, деньги на руках у населения);

М1= М0 + средства на расчетном счете предприятий и корреспондентском счете КБ;

М2= М1 + срочные вклады в КБ;

М3= М2 + государственные ценные бумаги.

Денежная база- сумма следующих денежных носителей:

ü Наличные денежные средства в обороте;

ü Наличные денежные средства в кассах КБ и предприятий;

ü Средства на корреспондентских счетах КБ в Банке России;

ü Средства обязательного резервирования.

7). Прямые количественные ограничения.

Факторы определяют эффективность использования инструментов денежно-кредитной политики:

  1. Уровень функционирования независимости ЦБ. Функционированная независимость позволяет ЦБ контролировать финансирование государственных расходов, а также осуществлять контроль за банковской системой;
  2. Жесткое следование установкам денежно-кредитной политики;
  3. Стабильность банковской системы;
  4. Правильный выбор концепции денежно-кредитной политики.

Тема 5.ЦБ как эмиссионно-кассовый центр страны

1.Организация налично-денежного оборота ЦБ.

2.Определение потребности в налично-денежных средствах.

3.Порядок осуществления эмиссионно-кассовых операций ЦБ.

4.Контроль за налично-денежным оборотом.

1.Организация налично-денежного оборота ЦБ.

Задача организации налично-денежного оборота - обеспечение бесперебойного удовлетворения законных требований хозяйствующих субъектов в наличных средствах.

Функции:

1.Прогнозирование, организация производства, перевозка, хранение банкнот и монет, создание Резервных фондов.

2.Установление правил хранения и инкассации наличных денег для банков.

3.Установление признаков платежеспособности денежных знаков, а также правил замены поврежденных банкнот и монет, их санация.

4.Определение порядка ведения кассовых операций.

Установление признаков платежеспособности – 3 степени защиты:

1).Технологическая – бумага, полосы, вкрапления.

2).Химическая – состав бумаги, красок, наличие водяных знаков, эффект свечения.

3).Полиграфическая – рисунок, переходы света.

Платежеспособными являются банкноты и монеты, имеющие силу законного средства платежа на территории РФ без признака подделки, переделки и не утратившие своей платежеспособности.

КО, осуществляющие кассовое обслуживание, обязаны принимать к обмену, а также для зачисления на счета во вклады и коммунальные платежи подлинные банкноты, имеющие следующие повреждения:

-банкноты. Утратившие значительную часть площади, но не более 45%

-разорванные и склеенные, если части принадлежат одной банкноте

-имеющие окраску и свечение, нехарактерные для банкноты, в случае, если другие признаки защиты сохранены

-имеющие брак Монетного двора

Уничтожению подлежат все ветхие денежные знаки. Их режут на мелкие куски и прессуют.

2.Определение потребности в налично-денежных средствах.

Прогнозирование наличных денежных знаков – сложный процесс, начинается за 1,5 месяца до очередного квартала в КБ.

Выделяют 2 метода:

1.Инерционный – заключается в подсчете фактически выпущенных денег в обращение за квартал, соответствующий прошлому году, скорректированный на уровень инфляции.

2.Балансовый – расчет величины между оттоком и притоком наличных денежных средств на соответствующей территории. ЦБ исходит из предположения, что при нормальном функционировании денежного обращения величина прихода и расхода наличных денежных средств одинакова. Разница между этими показателями - это сумма эмиссии или изъятия.

Прогнозирование потребности по балансовому методу осуществляется на 3-х уровнях:

1.Уровень хозяйствующего субъекта

В Кассовой заявке в приходной части определяется:

-величина поступившей выручки

-источник получения наличных денежных средств (торговая выручка, выручка зрелищных предприятий)

Для предприятий, осуществляющих свою деятельность за наличный расчет, предусматривается право расходования денежных средств и выручки на законные цели:

-оплата труда

-командно-хозяйственные расходы

-совершение комиссионных операций

-закупочные цели

В расходной части определяются расходы наличными деньгами на законные цели в следующей разбивке: за счет средств банка и собственной выручки.

1).расход=приходу

2).приход>расхода (характерно для торговли)

3).расход>прихода (для производящих предприятий)

Кроме этих сведений Кассовая заявка содержит календарь выплат, где определяется точная дата выплаты з/п.

З/п может выплачиваться:

-1раз в месяц (с 1 по 16 число, выплачивается за предыдущий месяц)

-2раза в месяц (с 16 по 30 – выплачивается аванс, с 1 по 16 – окончательный расчет по з/п)

Последний раздел кассовой заявки – лимит остатка кассы. Для хозяйствующих субъектов он определяется на 1 календарный год (для мелких предприятий – 1раз в 2года), как правило, в январе – феврале.

Лимит остатка кассы определяется КБ по договоренности с руководителем хозяйствующей организации и устанавливается:

1).для торговой организации – в размере 1-дневной выручки

2).для промышленного предприятия – в размере 1 – дневного расхода без учета оплаты труда, в дни выплаты з/п действие лимита приостанавливается.

Нарушение лимита влечет за собой штраф – 6-кратный размер превышения за каждый день превышения. Лимит остатка кассы можно снижать, но не превышать. Он планируется по максимальной величине. Ежемесячно предприятия и организации представляют уточненный расчет.

2.Прогноз кассовых оборотов, составляется КБ.

Этот прогноз сдается каждым банком за 14 дней до начала планируемого квартала в РКЦ, где открыт корреспондентский счет. Он представляет собой баланс. В приходной части учитывается вся инкассированная выручка КБ, а также другие платежи и поступления наличными деньгами.

В расходной части суммируется величина выплат по требованию хозяйствующих субъектов. В расходной части – снижаемые по вкладам выплаты процентов и дивиденды. Приходная и расходная части содержат сальдируемые статьи. Равенства между приходной и расходной частями в КБ практически не бывает. Оно достигается искусственно двумя результатирующими статьями:

1.доходы>расходов – в планируемом периоде ожидается изъятие денег из обращения

2.расходы>доходов – выпуск денег в обращение

По эмиссионному результату каждый КБ определяет свою потребность(отсутствие). В прогнозе кассовых оборотов содержится лимит остатка кассы. Снижение лимита остатка кассы не допускается. Ежедневно каждый КБ составляет отчет о кассовых оборотах, который представляет собой фактический результат кассовых операций за день. Раз в 10 дней «Отчет о кассовых оборотах» передается в РКЦ для корректировки прогноза кассовых оборотов. Этот отчет служит КБ фактической базой для составления прогноза по инерционному методу.

3.Составление прогноза кассовых оборотов по территориям и России в целом.

Прогноз по территориям – арифметическая сумма прогнозов кассовых оборотов КБ, находящихся на территории ГУ ЦБ. РКЦ проводит корректировку прогнозов на основе собственных отчетных данных. Для определения потребности в наличных деньгах на более длительный период ЦБ анализирует формирование денежных доходов населения и определяет основные направления денежных расходов населения по аналитическому документу, который называется «Баланс денежных доходов и расходов населения». Он не имеет силы законодательного акта и составляется как оценочный по территориальным управлениям ЦБ. В составлении баланса принимает участие региональное правительство. Структура имеет 2 части: «Доходы и Расходы».

Доходы:

1наиболее удельный вес в доходной части населения занимает оплата труда

2статья в доходах – «Доходы от предпринимательской деятельности и собственности»

3статья – «Социальные трансферты» (пенсии, стипендии, пособия)

Расходы:

1Оплата товаров и услуг

2Обязательные платежи и добровольные взносы

3Накопление

Особое назначение баланса – определение эмиссии и потребности в наличных средствах на предстоящий период (квартал).

Выводы:

1.Если доходы >расходов – оседание наличных средств на руках у населения, т. е. в обращении есть средства, возможные к инвестированию.

2.Если расходы>доходов – изъятие денег из обращения

-ожидается отток депозитов банка

-наличие скрытых доходов населения

Определение потребности в наличных средствах ЦБ планируется и оценивается на 3-х уровнях:

1.Уровень предприятий и организаций, хозяйствующих субъектов (документом является кассовая заявка).

2.Уровень банковской системы (отчеты о кассовых оборотах КБ).

3.Маштабы страны (баланс денежных доходов и расходов).

3.Порядок осуществления эмиссионно-кассовых операций ЦБ.

В основе механизма эмиссионно-кассовых операций – соотношение централизованного монопольного права на эмиссию денег с децентрализованной системой их выдачи и изъятия. Регулирование эмиссии – кассовые операции ЦБ фактически осуществляют РКЦ. По разрешению ЦБ РКЦ создают Резервные фонды банкнот и монет – это денежный запас государства. Их основное назначение - в обеспечении эмиссии денежных знаков в обращение, определение и регулирование покупюрной структуры денежной массы, санации денежных купюр, территориальное перераспределение, хранение и перевозка денежных знаков. Выпуск денег в обращение и эмиссия – понятия не равнозначные. Выпуск и изъятие происходят постоянно ежедневно и в целом эти операции не изменяют объема денежной массы. Эмиссия денежных знаков – положительный итог кассовых операций, увеличивающий объем денежной массы в обращение. Объем денежной массы в обращении зависит от целого ряда факторов:

1.Уровень деловой активности населения

2.Динамика цен

3.Скорость обращения денег

4.Уровень реальных процентных ставок

5.Спрос на иностранную валюту

6.Состояние платежей и расчетов

Распоряжение Резервными фондами осуществляют управление территориального управления ЦБ в пределах делегированных ему полномочий. Резервные фонды организуются по разрешению ЦБ при наличии определенных условий:

-вместимость

-определенный уровень защищенности

-наличие средств пожарной безопасности

Доступ в Резервные фонды имеет ограниченное количество людей (кассир, гл.бухгалтер и руководитель – одномоментный доступ).

4.Контроль за налично-денежным оборотом.

Контроль за денежной массой в обращении осуществляется по 2-м направлениям:

1.Контроль качества денежной массы

2.Контроль использования денежной массы

Контроль за качеством наличной денежной массы осуществляют РКЦ, которые проводят сортировку денежных знаков, экспертизу подлинности и платежеспособности банкнот, обмен неплатежеспособных денежных знаков. В процессе контроля за качеством денежной массы решаются следующие проблемы:

1.Механизация обработки денежной наличности

2.Обеспечение высокой сохранности наличных денежных средств

3.Совершение защиты денежных знаков от подделок

Контроль за использованием денежных средств – контроль за кассовой дисциплиной. Контроль кассовой дисциплины осуществляют КБ по своей клиентуре. Нормативные документы утверждает ЦБ и является законом последней инстанции для КБ.

Основные требования к контролю за соблюдением кассовой дисциплины:

1.Периодичность проверок – осуществляются постоянно в режиме дистанционного контроля по кассовым заявкам.

2.Визуальный контроль на каждом предприятии должен осуществляться не реже 1раза в 2 года. Для крупных – 1раз в год.

Периодическая проверка – не менее 3месяцев.

Проверяющий при визуальной проверке ставит руководство предприятия в известность заранее. Руководителю предприятия дается право проведения внезапных ревизий. До начала проверки проверяющий обязательно должен подготовить выборку о кассовых операциях предприятия.

Согласно действующему законодательству проверка проводится по следующим направлениям:

1.Ведение Кассовой книги и других кассовых документов.

Каждая кассовая операция подлежит учету в первичной документации.

Первичные документы:

-приходный и расходный кассовые ордера

-ведомости на выплату з/п

Кассовые расходные и приходные ордера за день фиксируются в Кассовой книге. Она ведется в двойном экземпляре. Первая запись остается в Книге, вторая – отрывная. Допускается ведение Кассовой книги на компьютере. Ежемесячно первые экземпляры сшиваются и хранятся с печатью.

Кассовая книга – документ синтетического учета, записи ежедневно контролируются главным бухгалтером.

Подлежат визуальному контролю:

-книга учета расходных и приходных ордеров

-книга учета выданных средств под отчет

2.Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке.

Приход наличных денежных средств осуществляется по целевому назначению. Фактическое наличие денег в кассе не проверяется. Ревизор не должен осуществлять пересчет.

3.Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.

Сверяется сумма по расходному ордеру предприятия и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными. Основанием для определения суммы является выписка из лицевого счета предприятия.

4. Порядок использования наличных денег из кассовой выручки.

Правом расходования наличных средств из выручки наделяются торговые предприятия.

5.Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

Основанием для определения расходования наличных средств для оплаты услуг или товаров другому юридическому лицу является договор, счет или накладная и чек кассового аппарата. Только при наличии этих документов сделка является законной. Все эти документы вместе с авансовым отчетом и расходным кассовым ордером должны быть подшиты в кассовые документы. Обороты по счету «Расходы с подотчетными лицами» являются основанием для проверки соблюдения предельной суммы наличных денежных расчетов.

6.Соблюдение лимита остатка кассы, а также сроков выплаты средств на оплату труда.

Проверка осуществляется с помощью методов фактического подсчета превышения лимита остатка кассы сверх установленной суммы. Сумма перерасхода определяется как средняя величина сверхлимитной кассовой наличности.

7.Целевое использование денег, полученных в банке.

Проверка производится методом простой сверки сумм, полученных на конкретные цели (например, оплата труда) и фактического использования на эти цели (расхождение до 10рублей).

Результаты проверки оформляются справкой. Результаты проверки указываются по всем 7направлениям. В справке отражаются все незначительные нарушения порядка ведения кассовых операций. В случае обнаружения значительных нарушений проверяющий составляет акт. В нем указывается подробно срок, сумма, характер нарушений. Акт кроме проверяющего подписывает руководитель предприятия. В случае несогласия со сведениями, представленными в акте, составляется акт согласования (расхождения), где руководитель подробно излагает свое несогласие. Акт составляется в 3-х экземплярах:

-в банке

-на предприятии

-в другом учреждении

В соответствии с законодательством предусматривается следующая финансовая ответственность:

1)За осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм – штраф в 2-х кратном размере от суммы произведенного платежа

2)За неоприходование в кассу денежной наличности (3-х кратный размер денежной суммы)

3)За несоблюдение действующего порядка хранения денежных средств – штраф в 3-х кратном размере выявленного сверх лимита кассовой наличности

На руководителей предприятия, не соблюдающих правила ведения кассовых операций, налагается административный штраф в сумме 500 МРОТ. Все суммы штрафов поступают в бюджет.

Контроль за соблюдением кассовой дисциплины в КБ со стороны РКЦ.

Особенности контроля за кассовыми операциями учреждений банка.

Операционная касса КБ, а также хранилища подлежат ревизии не реже 1раза в месяц, а также при смене финансовой ответственности. Проверка проводится назначенной комиссией из числа работников банка, не имеющих доступ к кассовым операциям. В рамках комплексной ревизии проверка соблюдения кассовой дисциплины осуществляется 1раз в 2года, тематические проверки не назначаются. Направления проверки – те же 7, но объем больше. В рамках расходования денежных средств проверяется правильность начисления процентов по вкладам, в рамках расчетно-кассового обслуживания – операции с клиентами. Лимит остатка кассы контролируется по минимуму, его нельзя снижать. Порядок ведения кассовых операций распространяется на все предприятия и организации на территории РФ,

Тема №6. Организация системы расчетов в РФ.

  1. Понятие и виды платежных систем. Принципы их функционирования.
  2. Платежные инструменты и формы расчетов. Процедура расчета в платежной системе.
  3. Перспективы развития платежных систем в России.

1. Вопрос

Платежная система - совокупность инструментов и методов перевода средств от одного субъекта к другому, по законам, правилам и стандартам, определяя правила, права и ответственность участников.

Под субъектами платежной системы РФ ЦБ понимают:

1.Расчетно -кассовую систему России (РКЦ);

1. Коммерческие банки.

Субъектами подсистем платежей и расчетов являются клиенты коммерческого банка (юр и физ. лица, осуществляющие переводы в безналичном расчете).

В трактовке ЦБ субъекты: РКЦ и коммерческие банки.

Объектами платежной системы являются платежи и переводы юр и физ.лиц.

Основными задачами платежной системы РФ являются:

  1. Обеспечение нормативно-правовой базы, осуществление безналичных расчетов;
  2. Определение совокупности платежных инструментов, используемых для передачи распоряжений по платежам;
  3. Обеспечение бесперебойной передачи информации по платежам;
  4. Внедрение современных технологий передачи информации, а также средств защиты от риска потери информации

Клиринговые палаты- небанковские учреждения, выполняют одну функцию- расчетную.

Платежные системы могут быть классифицированы:

  • По степени подчинения:

1. Централизованная система- подчинена Банку России

2. Децентрализованная система- подчинение косвенно, система корреспондентских счетов (между коммерческими банками)

  • По условию приема участника:

1. Система с равными требованиями и одинаковым доступом

2. Система с дифференцируемым доступом

  • По способу резервирования средств:

1. С предварительным депонированием средств

2. Платежные системы «с нуля»- без предварительного депонирования

  • По способу осуществления окончательного платежа:

1. Система расчетов на валовой основе

2. Система платежей на чистой основе

Существуют клиринговые конторы, где осуществляются платежи на чистой основе.

Если разница между поступлениями положительна, то средства зачисляются.

Если разница между поступлениями отрицательна, то средства списываются.

  • По размерам и срочности платежей:

1. Расчеты производятся на равных условиях

2. Расчеты производятся на неравных условиях (в качестве условия – сумма платежа).

Принципы организации системы платежей в РФ:

  1. Соблюдение правового режима, осуществление платежей в расчетах (регламентирует порядок, сроки, форму осуществления платежа);
  2. Осуществление расчетов по банковским счетам в установленные сроки (платежной документ должен быть проведен в день принятия платежа);
  3. Принцип наличия акцепта плательщика на платеж. Акцепт- согласие на платеж;

Согласие плательщика не требуется в случаях- штрафа, взыскания, по решению ссуда, в случаях проверки.

Без акцепта могут списываться платежи на электроэнергию.

  1. Поддержание ликвидности платежной системы;
  2. Наличие контроля за участниками платежной системой;
  3. Наличие имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий платежной системы.

Основные документы платежной системы- правовой режим:

1. Нормы ГК и все ФЗ, в которых имеются платежи (закон «О защите прав», «О банке и банковской деятельности», «О ЦБ»;

2. Все нормативные акты Банка России и других государственных органов (инструкции, положения, указания и письма);

3. Правила, закрепленные в договоре между участниками (договор между сторонами).

Соблюдение принципа поддержания ликвидности в платежной системе, обеспечивается ЦБ за счет предоставления кредитов на завершение расчетов: ломбардные кредиты, кредиты овернайт, внутредневные кредиты.

Имущественная ответственность за несоблюдение договора означает наличие штрафных санкций, которые несет не только плательщик, но и участник платежной системы: разглашение тайны банковского счета, вся информация средств о движении средств банка, несвоевременное или неправильное осуществление расчета.

2. Вопрос

Расчетные операции по перечислению денежных средств в платежной системе РФ осуществляются с использованием:

  • Корреспондентских счетов, открытых в ЦБ через сеть РКЦ;
  • Корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях- локальные сети, которые входят в РКЦ;
  • С использованием счетов участников расчетов, открытых в НКО;
  • С использованием счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одного РКЦ (головного).

Процедура осуществления расчетов регулируется положением №2П «О безналичном расчете в РФ» от 12 апреля 2001 г.

В положении предусматриваются инструменты безналичных расчетов:

  1. Платежное поручение
  2. Аккредитивы
  3. Чеки
  4. Платежное требование
  5. Инкассовое поручение

Существует другая классификация безналичных расчетов по критерию носителя:

  1. Бумажные инструменты
  2. Электронные расчеты
  3. Пластиковые карты

Формы безналичных расчетов:

Платежи в зависимости от способа передачи:

  1. Почтовые
  2. Телеграфные
  3. Электронные

Почтовые и телеграфные платежи перечисляют особым банковским документом- авизо.

Через расчетную сеть ЦБ проходят платежи, которые по адресату считаются безотзывными или окончательными.

Безотзывный- платеж после списания средств с корреспондентского счета КО, окончательно после зачисления средств на счет.

Почтовый пробег – время, по окончании которого платеж стал безотзывным или окончательным.

В зависимости от почтового пробега, строятся тарифы на оплату за расчетные услуги ЦБ.

Положение №2П регулирует следующие направления деятельности в платежной системе:

  1. Порядок открытия корреспондентских счетов- необходимые документы: Устав, кредитный договор
  2. Порядок открытия счетов ЛОРО и НОСТРО
  3. Порядок оформления и ответственность за правильность расчетных документов
  4. Порядок отзыва и возврата документов

Этапы перечисления средств, регулируются Положением №2П:

1). Открытие счета:

ü Текущий расчет- клиентам КБ

ü Корреспондентский счет- КО

ü Бюджетный счет- счет федерального бюджета

ü Субрасчетный счет- отдел юр.лиц

2). Прием расчетных платежных документов

Принимаются в банк независимо от остатка средств на счете. Платежи осуществляются с учетом фактического остатка на счете.

Реквизиты платежных документов:

Ø Дата

Ø Адресные реквизиты(наименование, место нахождение и № владельца счета)

Ø Наименование банка-получателя и банка-плательщика

Ø Назначение платежа

Ø Подпись и печать

3). Осуществление платежа- необходимо наличие эквивалента суммы платежа с учетом текущих поступлений. При отсутствии необходимого для расчета суммы, средств списываются с учетом очередности платежей.

Очередность платежей, учитывается социальная значимость платежа: исполнительные листы, просроченные документы, пособие по нетрудоустройству, алименты, списание средств по просроченной уплате труда, срочная оплата труда, исполнительные листы и штрафные санкции по налоговым нарушениям.

Исполнительные листы требуют арбитражных судов, других товарных и нетоварных требований платежей.

4). Проведение операций по списанию денежных средств с корреспондентского счета. При отсутствии средств на корреспондентском счете КО может получить краткосрочные кредиты на завершение расчета.

5). Движение средств по платежной системе. Между РКЦ все платежи обезличены. Списание и зачисление на корреспондентских счетах внутри платежной системы в конце операционного дня, осуществляется исполнением всех распоряжений КО.

6). На следующий операционный день исполнительные распоряжения поступают в КО для завершения расчетов. КО зачисляет или списывает средства со счетов клиентов и выдают клиенту выписку с расчетного счета по проведенным операциям.

Надзор за участниками платежной системы осуществляется по следующим направлениям:

  1. Надзор за КО
  2. Надзор за функционированием частных платежных систем

Пруденциальный надзор – установление таких норм, которые исключают ошибки.

По форме осуществления надзор является пруденциальным. Его цель- в организации постоянного контроля, способного обнаружить возникновение проблем в системе на ранних стадиях (потеря ликвидности в платежной системе, сбой в проведении расчетов, неплатежеспособность конкретного банка).

В соответствии с пруденциальным контролем ЦБ приписывает создание службы внутреннего контроля в каждом банке.

При осуществлении платежей на службу внутреннего контроля возложен последний контроль за правильностью проведения платежей.

На службу внутреннего контроля и менеджмента в банка в целом возлагается задача управления рисками, связанными с платежами.

Управление риском в платежной системе.

Важнейшим элементом системы регулирования платежной системы является управление рисками (расчетные риски).

Понятие расчетных рисков сопряжено с традиционным банковским бизнесом по обслуживанию денежных потоков в безналичной форме. К основным расчетным рискам относят:

1. Риск неплатежа или нарушение сроков платежей

2. Риск несоответствия выбранной форме расчетов, способа платежа, расчетных операций

3. Технологический риск (операционный) –связан с качеством работы всех подразделений, участвующих в расчетных операциях

4. Риск несоблюдения или нарушения законодательных и нормативных требований к организации расчета

5. Риск межбанковских расчетных технологий

Особое внимание БР уделяет рискам несоблюдения и нарушения законодательных и нормативных требований. Конкретным проявлением рисков несоблюдения и нарушения законодательства могут быть:

  • Нарушение установленных норм и требований при открытии и закрытии текущих счетов
  • Проведение безналичных расчетов на территории РФ в иностранной валюте
  • Использование форм безналичных расчетов не предусмотрено законодательством
  • Нарушение установленных стандартов заполнения и оформления расчетных документов
  • Несоблюдение правил расчетных операций по корреспондентским счетам
  • Списание денежных средств в размерах, превышающих остаток на счете
  • Ограничение прав владельца счета распоряжением денежными средствами
  • Нарушение порядка приема и обработки платежных документов
  1. Вопрос

Наиболее перспективным развитием платежной системы является развитие системы электронных платежей и защита банковской информации.

Электронные расчеты – система выполнения межбанковских расчетных операций на основании распоряжений клиентов, передаваемых в электронной форме с помощью различных средств связи.

Цель электронных платежей – в ускорении оборачивоемости денежных средств, сокращение их объемов в расчетах, повышение качества расчетов банковского обслуживания.

Реформирование расчетной системы основная цель деятельности БР, заключающаяся в создании современной системе электронных платежей, ориентированных на современные информационные технологии и индустрии автоматизации.

Для достижения этой цели БР предполагает ряд задач:

ü Усиление контроля за соблюдением коммерческих банков и кредитных учреждений платежной дисциплины

ü Ускорение выполнения банковских операций для пользователей банковских операций для пользователей системы за счет устранения бумажных документов и замены их на электроне

ü Обеспечение высокого уровня безопасности в совершении денежных расчетов между пользователями платежной системы

Элементы электронных платежей:

  1. Главное управление ЦБ РФ по управлению электронными платежами
  2. Отделы, управление РКЦ по электронным платежам
  3. Полевые учреждения, отвечающие за проведение электронных расчетов

Совершение электронных платежей регулируется соответствующим актом «Об электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть ЦБ».

4. Межрегиональные централизованные информатизации (МЦИ)

Особенностью проведения электронных платежей является их гарантированность и безотзывность.

Под гарантированностью ЦБ понимают целостность передачи платежа по каналам телекоммуникаций от исходного пункта до пункта назначения. Гарантия обработки и передачи платежа обеспечивается любому участнику системы.

Безотзывность – недопустимость возврата платежа по всем пути следования.

Для проведения операций в системе ЦБ используют электронный платежный документ трех типов (ЭПД):

Ø Полноформатные ЭПД, содержащие все реквизиты платежного документа

Ø ЭПД сокращенного формата – реквизиты необходимые БР (от кого, куда, какая сумма)

Ø Электронные служебно – информационные документы (ЭСИД) – содержит зашифрованную информацию.

Тема №7. ЦБ, как орган регулирования и надзора.

  1. Регулирование и надзор в порядке лицензирования банковской деятельности.
  2. Организация текущего банковского надзора.
  3. Порядок инспектирования кредитных организаций.

Главная цель банковского регулирования и надзора- поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк не вмешивается в деятельность КО.

Распространенное суждение о роли банковского надзора:

Ø Инструментарий банковского надзора должен быть нацелен на ключевые вопросы, развитие экономики в целом с использованием средств в банках для решения основных экономических задач

Ø Надзор должен осуществляться в поле общих экономических нормативах, следуя принципу бескомпромиссности

Ø Банковский надзор представляет собой внутрикорпоративный контроль банковского сектора, поэтому проблемы его развития обуславливается взаимоотношением надзорного органа, КО для контролирования органов.

В рамках банковского регулирования и надзора БР осуществляет следующие функции:

  1. Установление правил проведения банковских операций, ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности для банковской системы
  2. Осуществление регистрации КО, т.е БР выдает и отзывает лицензии КО, осуществляет в рамках регистрационной деятельности взаимоотношение с аудитом
  3. Осуществляет текущий документарный и инспекционный контроль за деятельностью КО

Объектом регулирования выступает конкретная КО, коммерческий банк и НКО.

Субъектом выступает БР для выполнения надзорных функций, созданы следующие департаменты:

  • Департамент по лицензированию КО
  • Департамент банковского надзора
  • Департамент инспектирования КО с особой структурой (инспекция)
  • Департамент по организации банковского санирования

С точки зрения функций выполняемых банковским надзором структурно надзор можно разделить на:

ü Лицензирование

ü Дистанционный надзор

ü Инспекционный надзор (инспектирование КО)

По формам проведения:

  1. Документарный
  2. В форме пруденциального интервью

С точки зрения этапов функционирования КО:

  1. Регулирование и контроль за созданием КО
  2. Надзор за деятельностью действующих КО
  3. Надзор за процессами реорганизации и ликвидации КО.
  1. Вопрос

Основным документом регламентирующим лицензирование и регистрацию банковской деятельности, является инструкция ЦБ №75-И от 23.07.1998 г. «О порядке применения ФЗ, регламентирующих процедуру регистрации КО и лицензирование банковской деятельности».

В соответствии с этим могут образовываться КО на основе любой формы дсобственности. Как правило на практике КО создается в форме ОАО.

КО может быть представлена в 2-х формах:

  1. Банк
  2. НКО

Банк – КО, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • Привлечение средств
  • Размещение привлеченных средств
  • Открытие и ведение счетов юр и физ. Лиц

НКО – КО, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.

Иностранным банком признается КО, зарегистрированная в качестве банка на территории другого государства в соответствии с его законодательством.

Для того чтобы получить лицензию, банку необходимо предоставить в департамент все необходимые документы:

  1. Учредительный документ
  2. Устав
  3. Персональный документ, характеризующий руководство банка
  4. Характеристика помещений, имущественного владения банка
  5. Приобретение УК в требуемой сумме

Принятие решения о выдаче лицензии государственной регистрации, учредители должны внести не менее 50% УК, а после 6 месяцев УК должен быть полностью сформирован, равен в размере 100% объявленного (5 млн.евро- сумма вносимая в УК). Не могут вносится в УК – НМА и заемные средства.

Лицензии на осуществление следующих операций: осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте, также привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов – лицензия может выдаваться без права.

Доля УК в руках одного юр. и физлица концентрируется в сумме не более 5%, если доля превышает указанную сумму и составляет 20 и более %, то такое формирование осуществляется с разрешением БР.

Если банк является активным участником на РЦБ, то при создании банк должен получить соответствующую лицензию и предпринять проведение брокерской, дилерской, депозитарной деятельности или деятельности по управлению ценными бумагами.

Отзывы лицензии осуществляют в следующих случаях:

1. Реорганизация – как форма прекращения банковской деятельности, осуществляется при слиянии банка, присоединении и поглощении банка.

Слияние осуществляется на равных условиях учредительного договора, оценив стоимость имущества это наиболее нераспространенный способ укрупнения КБ БР.

Присоединение- один головной банк присоединяет к себе второй банк как дочернюю структуру, остается старая лицензия, меняются нормативные документы.

Поглощение – предполагает полное слияние одного банка в другой. Все активы переоцениваются и учитываются на одном балансе, поглотивший банк сохраняет старую лицензию.

Во всех формах реорганизации необходимо аудиторское заключение.

Ликвидация в форме:

  1. Поглощение
  2. По причине банкротства (отзыв лицензии по инициативе банка может осуществляться до процедуры банкротства)
  3. По инициативе самих акционеров.

Принудительный отзыв лицензии- право БР, в случаях которые перечисляются в законе «О банках и банковской деятельности».

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

3.1. Методические указания по изучению курса и выполнению индивидуального домашнего задания студентами заочной формы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: