Эффективность речи и личность говорящего.
Информационно-содержательное речевое воздействие оратора на аудиторию. Взаимосвязанные факторы процесса речевого продуцирования. Автор, ситуация, материал и адресат. Цель, предмет, тема, содержание, проблема, жанр речи.
Вопросы Квинтилиана: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? – и парные сочетания вопросов как новый вопрос: Кто – Когда? Кто – Как? Как? – Когда? Что? – Зачем? и т. д.
Логика рассуждения. Логика изложения. Логика восприятия. Риторический поступок.
Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения: просодические, кинесические, проксемические, экстра- и паралингвистические.
Невербальные средства оратора. Звучащая речь: дикция, голос и сила голоса. Помехоустойчивость, суггестивность – способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение людей. Голосовая выразительность речи.
Интонационное оформление речи как совокупность мелодии, темпа и пауз. Общий тон речи.
Темпо-ритм речи. Дыхание. Качества фонационного дыхания.
|
|
Скорость речи как субъективно-объективный фактор публичного выступления. Логическое, эмфатическое и риторическое ударения. Длительность звучания.
Интонации и паузы. Логическая и психологическая паузы в публичной (особенно – судебной) речи.
Зрительно воспринимаемые элементы: внешний облик, манеры, поза, мимика, жесты оратора (и слушателя). «Сила» и «слабость» зрительно воспринимаемых элементов публичной речи.
Функции жестов в профессиональном общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая).