Методика «осознанность использования родителями наказания и поощрения. Выявление искажения восприятия эмоциональной информации у детей»

Обычный вариант:

Вопросник состоит из набора вопросов, которые предъявляются родителю, и комплиментарного к нему набора, который психолог предлагает ребенку.

Вопросник оценивает осознанность или спонтанность поведения родителей в процессе наказания детей, наличие у них алекситимии, взаимопонимания в семье, искажения восприятия эмоциональной информации у ребенка.

Наказание и поощрение являются самыми распространенными методами воспитания детей. Неадекватность их использования может привести к возникновению у детей искажения восприятия эмоциональной информации, что ляжет в основу формирования невротического поведения.

Алекситимия – неспособность выражать словами свои чувства. Это явление лежит в основе соматизации психологического конфликта. Наличие алекситимии у родителей ведет к возникновению ее у детей. Раннее выявление ее позволит провести профилактические мероприятия, обучающие ребенка осознавать собственные переживания, что будет препятствовать процессу соматизации.

Вопросник позволяет психологу, работающему с семьей, представить эмоциональный климат в семье, условия для адекватного развития личности ребенка, взаимопонимания в семье. Кроме этого он позволяет выявить насилие по отношению к ребенку, о котором дети не всегда могут заявить сами.

При использовании вопросника следует помнить, что дошкольники чаще заявляют о физическом наказании, чем их родители, тогда как дети 10-11 лет, напротив, упоминают об этом реже, чем их родители. Этот факт можно объяснить тем, что родители дошкольников пытаются преуменьшить социально осуждаемое собственное поведение, тогда как их дети еще не научились это скрывать. Подростки же, напротив, стремятся вытеснить подобное воздействие по отношению к ним, поэтому занижают число таких случаев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: