Особенности конструкции двигателя

Трубореактивный двухконтурный двигатель Д-36 предназначен для установки на транспортные самолеты ЯК-42 и другие. Двига­тель выполнен по трехвальной схеме с осевым 14-ступенчатым' компрессором и пятиступенчатой турбиной. Особенностью трех­вальной схемы является разделение роторной части двигётеля на трн самостоятельных ротора: вентилятора (В), среднего давле­ния (СД) и высокого давления (ВД). Ротор вентилятора вклю­чает одноступенчатый компрессор и трехступенчатую турбину. Ротор СД представляет собой шестиступенчатый компрессор с од­ноступенчатой турбиной. Ротор ВД — семиступенчатый компрессор

t одноступенчатой турбиной. При работе двигателя роторы имеют различные частоты вращения. Таким образом, роторная часть дви­гателя представляет собой три вращающиеся с различными час­тотами массы, которые в силу остаточной неуравновешенности являются основными источниками вибрации.

Трехвальная схема определяет и особенности вибрации двига­теля. В первом приближении роторную вибрацию можно считать трехкомпонентной. При этом каждый ротор возбуждает соответ­ствующую компоненту (составляющую) вибрации. Частота каж­дой составляющей определяется частотой вращения соответствую­щего ротора, а амплитуда (уровень) вибрации зависит от дина­мических сил, передаваемых через опоры со стороны каждого ротора на статор, т. е. or степени неуравновешенности ротора.

Частота вращения ротора вентилятора существенно ниже час­тот вращения роторов СД и ВД на всех режимах работы двига­теля. Следовательно, диапазон изменения частот вибрации от ротора вентилятора не совпадает с диапазоном частот вибрации от роторов СД и ВД. в то время как диапазоны изменения частот вибрации от роторов СД и ВД пересекаются. Эти особенности вибрации двигателя учитываются при выборе полос пропускания частотны* фильтров бортовой виброизмерительной аппаратуры.

АППАРАТУРА ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИИ

Бортовая аппаратура измерения вибрации самолета ЯК-42 содержит следующие элементы. На каждом двигателе установ­лено по два индукционных датчика вибрации типа МВ-31. Дат­чики размещаются в плоскостях передней и задней подвесок дви­гателя и измеряют вертикальную составляющую вибрации дви­гателя. Электрические сигналы от датчиков поступают на элект­ронные блоки измерителей вибра­ции соответствующего двигателя. В электронных блоках производит­ся усиление и частотная фильтра­ция сигнала. Из электронных блоков сигналы поступают на указатели вибрации, которые расположены на левом верти­кальном пульте кабины пилотов (рис. 7).

В электрическом блоке каж­дого двигателя имеется по два частотных фильтра. Полоса про­пускания первого фильтра (30...

Рис. 7. Внешний вид панели 100 Гц) выбрана с учетом частоты

измерителя вибрации вращения ротора вентилятора.

Полоса пропускания второго фильтра (125...270 Гц) соответ- 16

ствует диапазону частот вращения роторов СД и ВД (турбокомп­рессора). Использование двух фильтров позволяет вести раздель­ный контроль уровня вибрации вентилятора и турбокомпрессора.

Шкала указателя «Измерение вибрации, вентиляторов» оциф­рована в процентах (рис.7). Максимальному значению (100%) соответствует виброперемещение корпуса двигателя 0,2 мм. Мак­симальному значению указателя «Измерение вибрации турбокомп­рессоров» (100%) соответствует уровень внброскоростн 100 мм/с Выбор конкретного датчика и двигателя производится с помощью переключателя «Датчики вибрации». В режиме «Автомат» на ука­затели поступает информация от двигателя (датчика), имеющего максимальный уровень вибросигнала.

4.3 ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Подготовить самолет к запуску двигателя и провести конт­роль работоспособности виброаппаратуры в соответствии с ин­струкцией «Контроль работоспособности двигателя Д-36 на само­лете ЯК-42».

Подготовить протоколы испытании (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Произвести запуск и прогрев двигателя в соответствии с инструкцией по запуску.

Провести измерение параметров вибрации на заданных ре­жимах работы двигателя.

Остановить двигатель и выполнить заключительные работы на самолете в соответствии с инструкцией по запуску.

Обработать результаты измерений.

Дать заключение о техническом состоянии двигателя..

Измерение параметров вибрации

После запуска и прогрева двигателя установить режим аРуд = 81°. Поставить переключатель «Датчики вибрации» в поло­жение «Автомат». Снять показания указателей «Измерение виб­рации вентиляторов» н «Измерение вибрации турбокомпрессоров-' н занести данные в протокол (табл. 111). Там же отметить состоя­ние табло «Опасная вибрация» (горит, не горит).

Установить частоту вращения ротора вентилятора я„ = 76%. Переключатель «Датчики вибрации» перевести в положение, соот­ветствующее датчику передней подвески (ПП) испытуемого дви­гателя. Снять показания с указателя «Измерение вибрации вен­тилятора». Перевести переключатель в положение, соответствую­щей датчику задней подвески (ЗП), и повторить замер вибрации вентилятора. Полученные данные занести в табл. П1.

Установить частоту вращения ротора ВД лвд = 91%- По­ставить переключатель «Датчики вибрации» в положение, соответ­ствующее датчику ПП, и снять прказания указателя «Измерение вибрации турбокомпрессоров». Перевести переключатель в поло­жение, соответствующее датчику ЗП. и повторить замер вибра­ции турбокомпрессора. Полученные данные занести в табл. П1

Поставить переключатель «Датчики вибрации» в положение «Автомат» и произвести останов двигателя согласно инструкции по запуску.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ

Целью обработки результатов измерений является определе­ние диапазона

статистически возможных уровней вибрации и про­гнозирование на одно измерение^перед значения верхней границы этого диапазона. Расчеты ведутся в следующей последователь­ности'

Взять у преподавателя данные о параметрах вибрации дви­гателей, полученные при обработке результатов предыдущего (п — 1) замера:

t7,,-! — среднее значение вибрации;

S2„-i дисперсия вибрации;

У*лР-1) I — прогнозное значение верхней границы диапазона ста­тистически возможных уровней вибрации; а, (п— I) — коэффициент сглаживания.

Выполнить расчет для п измерений среднего значения V„ и дисперсии Sn2. используя рекуррентные формулы (3.10) и (3.11). Полученные данные занести в протокол (табл. П2).

Выполнить расчет толерантного коэффициента для границ статистически возможных уровней вибрации в соответствии с вы­ражением (3.16). приняв значение квантиля нормального распре­деления U|-К| = 2,58, соответствующее доверительной вероятности Рр| = 0,995. Значения квантилей t и х2 выбираются по табл. ПЗ и П4 в зависимости от числа измерений.

Когда количество измерений п >■ 20. квантиль / = 2,58, а квантиль х2 определяется с учетом соотношения

1 /КЕИ— 1

' У 1 —1,64 /27(7—0

Выполнить расчет границ диапазона статистически возмож­ных уровней вибрации в соответствии с выражениями (3.14) и

. Если значение ннжней границы. V,,*" окажется, меньше нуля, то его приравнивают к нулю. Занести полученные данные в табл. П2.

Вычислить коэффициенты а0(п) и а\(п) уравнения экспо­ненциального сглаживания, которое используется для определе­ния прогнозного значения уровня вибрации, в соответствии с вы- 18 ражениями (3.18) и (3.19), приняв значение постоянной сглажи­вания а = 0,1.

Вычислить прогнозное значение верхней границы диапазона статистически возможных уровней вибрации:

СД = Оо (л) + «1 («)■

Результат занести в табл. П2.

Расчеты можно выполнить с помощью имеющихся на учебном аэродроме мини-ЭВМ по разработанным на кафедре эксплуата­ции летательных аппаратов и двигателей программам.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Заключение о техническом состоянии двигателя дается в соот­ветствии с методикой, изложенной в и. 3.3. Алгоритм принятия решения изображен на рис. 6.

Провести контроль работоспособности ГТД. На этом этапе проверяется выполнение условия работоспособности (3.20):

Vn<[V\.

За предельно допустимый уровень вибрации вентилятора и тур­бокомпрессора принимается значение 40%.

При невыполнении условия работоспособности эксплуатация двигателя должна быть прекращена до выяснения причин повы­шения вибрации.

.Провести сравнение измеренного значения вибрации с гра­ницами статистически возможных уровней вибрации, т. е. прове­рить условие

IVй <-Vn< Vn**.

В случае выхода измеренного значения вибрации из диапазон;' статистически возможных уровней вибрации двигатель берется под особый контроль (введение осмотров, дополнительный замер параметров и т. п.).

Провести сравнение прогнозного значения Vn+\ со значе­нием верхней границы IV* диапазона статистически возможны \ уровней вибрации. При *том должно выполняться условие

lCTi < Vn**.

В случае невыполнения данного условия двигатель также беретсч под особый контроль

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Краткая характеристика испытываемого двигателя и усло­вий проведения контроля.

Параметры вибрации и их связь с техническим состоя­нием ГТД.

Результаты обработки данных замера вибрации.

Алгоритм постановки технического диапазона.

Заключение о техническом состоянии двигателя.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

/

I Роторная вибрация и ее связь с конструкцией и техническим состоя­нием ГТД.

Состав и назначение бортовой виброизмерителыюй аппаратуры.

Принципы назначения диапазона статистически возможных уровней виб­рации и ее прогнозирования.

4 Алгоритм принятии решения о техническом состоянии ГТД по парамет­рам вибрации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Методика диагностики и прогнозирования технического состояния газотурбинных двигателей самолетов гражданской авиации но изменению регист­рируемых параметров роторной вибрации в процессе эксплуатации / Г В. Ив i-

яов, С. М. Дорожко, В. А, Карасев М. ГосНИИГА. 1984. 88 с.

К е б а И В. Диагностика авиационных газотурбинных ’двигателей М.. Транспорт, 1980. §5.2. С. 122—134

Дорожко С. М. Контроль и диагностирование технического состояния газотурбинных двигателей но вибрационным параметрам М.: Транспорт, 1984. §2.3. С 48-62.

Карасей В. А., Рой т май А. Б. Доводка эксллуа гационных машин.

Виброднагиостнческне методы. М.: Машиностроение, 1986. §11. С. 68— 76.

Венцель К. С Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. 576 с.Таблица П1

Данные измерения вибрации на самолете ЯК-42

(бортовой номер, номер двигателя, номер замера п =)

ct руд =81° ) П в = 76% п ВД = 91%
Вибрация веитилят., % Вибрация ТК. % / Вибрация веитилят., переди. подв., % Вибрация веитилят., задн. подв., /0 Вибрация, ТК, переди. подв.. % Вибрации задн. поав, %
           

Табло «Опасная вибрация* j 1..

Таблица Г12

Результаты обработки вибрации, номер замера п =

Режим Указатель. место измерен. Vn, % SJ, Л \пВ %• •II Vn % Я, (п). *% . *пр Уд-1, %
л и = 76% Вентилятор, передняя подвеска     <   -.
Вентилятор. задняя подвеска *      
лРд- 91% Турбокомпр., передняя подвеска ч          
Турбокомпр., задняя подвеска            

Таблица Г13

Значения квантилей распределения Стьюдента при Ру = 0,995

л 5 1 6 1 7   1 9 10 |   1 12 1  
t 4.3 3,71 3,5 3.35 3,25 3,17 3.11 3.L 3,01
 
л | 14 1 15       19 1   1 40 | оо
/ 2,98 2,95 2,93 2,92 2.88 2,86 2.84 2,7 2.58
Значения * квантилей х2 • распределения при Таблица Р,- = 0,95 а. П4
л — 1   5 1     8 1   1 ю 1  
X1 0,71 1.14 1.63 2.17 2.73 3.32 3,94 4,6
 
л — 1 12 I 13 1 14 1 15 | 16 |   18 |  
У.2 5.2 5,9 б'.б 7.3-   8,7 9.4 10,1

Цель и задачи работы... -1

Порядок выполнения работы...... I

Основы диагностировании ГТД по штатным вибропараметрам. 2

Общие сведения о вибрации ГТД.... 2

Основные схемы бортовою контроля вибрации 4

Контроль и диагностирование ГГД с помошью бортовой аппа­ратуры вибрации.... -8

Контроль по предельным уровням вибрации 8

Диагностирование по тенденции изменения уровня

вибрации....... 8

Диагностирование технического состояния двигателя Д-36 по пара­метрам вибрации....... 15

Особенности конструкции двигателя.15

Аппаратура измерения вибрации 16

Порядок контроля технического состояния двигатели 17

Измерение параметров вибрации.... 17

Обработка результатов измерений.... 18

Определение технического состояния двигателя 19

Содержание отчета......... 20

Контрольные вопросы. -.... 20

Библиографический список...... 20

КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГТД С ПОМОЩЬЮ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ ВИБРАЦИИ

Редактор Т. К. Крстинина Техн. редактор Н М. Калснюк Корректор Н. С. Куприянова

Слано в набор 11.09.89 г. Подписано в печать 16 10.89 г. Формат 60X84 1/16. Бумага оберточная.

Гарнитура литературная. Печать высокая

Уел. п. л. 1.39. Уч.гиэд. л. 1,30. Т. 350 экз. Заказ 771.

Куйбышевский ордена Трудового Красного Знамени авиационный институт имени академика С. П. Королева. 443086, Куйбышев, Московское шоссе, 34.

Тип. ЭОЗ Куйбышевского авиационного института, 443001, Куйбышев, ул. Ульяновская, 18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: