Ранжирование критериев

Исходя из изложенного выше обоснования критериев выбора перевозчика, имеем следующий набор этих критериев:

Стоимость услуги – К1;

Время перемещения груза К2;

Современность флота – К3:

Качество предоставляемых услуг - К4;

Надежность времени прибытия - К5;

Эффективность деятельности - К6;

Финансовая независимость - К7;

Опыт работы – К8;

Производственные мощности – K9;

Популярность – K10.

Для того чтобы определить удельный вес каждого критерия, составляем таблицу, в которую будут внесены коэффициенты относительной

важности одного критерия по сравнению с другим аij. Этот коэффициент

определяется по шкале:

1 - равная важность критериев;

3 - умеренное превосходство одного над другим;

5 - существенное превосходство;

7 - значительное превосходство;
9 - очень сильное превосходство;

2,4,6,8 - промежуточные (компромиссные) суждения.

Для таблицы характерно свойство обратной симметричности.

В работе обязательно подробно рассмотреть все сравниваемые пары
критериев.

Пример: Стоимость услуг и время перемещения груза. Поскольку цемент не является скоропортящимся грузом и в большинстве случаев слабо подвержен действию факторов внешней среды, время перемещения груза играет значительно меньшую роль для потребителя, чем стоимость услуг. Кроме того, ЗАО «Цемент» стремится свести к минимуму свои затраты и повысить конкурентоспособность своего товара. Поэтому стоимость услуг имеет существенное превосходство над временем доставки груза.

Согласно условиям договора купли-продажи ЗАО «Цемент» обязался доставить товар покупателю в течение 6 месяцев с момента подписания контракта. Учитывая, что размер партии - 32 000 т, мы можем считать, что этого времени более чем достаточно для перевозки данного груза. Поэтому время перемещения груза отступает для продавца на второй план, уступая место критерию стоимости услуг.

На основе проведенного сравнения рассчитывают искомые веса критериев. Для этого сначала определяют среднюю геометрическую из чисел, записанных в строках:

, i=1,n,


где n - количество критериев.

Используя полученные данные, находят удельные веса:


, i=1,n,


В контрольной работе обязательно объяснить наличие первых трех больших удельных весов у соответствующих критериев

Данные по всем компаниям сводят в таблицу (табл. 7).

Таблица 7 Критериальные показатели

Наименование компании Стоимость услуги,$ Время рейса, сут. Возраст судов, лет Случаи несохранно доставки, % Случаи несвоевременной доставки, % Рентабельность, % Коэффициент автономии Время работы на рынке, лет Суммарный тоннаж, т Оценка потребителе баллы
                     

С целью расчета рейтингов компаний необходимо осуществить процедуру нормирования, поскольку все критериальные показатели имеют различную размерность. Эта процедура заключается в том, что:

1. показателям, для которых оптимальным является минимальное значение, единица присваивается минимальному показателю, а остальные вычисляются путем деления значения минимального показателя на соответствующий показатель.

2. показателям, для которых наилучшим является максимальное значение, единица присваивается максимальному показателю, а остальные вычисляются путем деления их значения на значение максимального показателя.

Пример: стоимость услуг отрицательно влияет на рейтинг, поскольку ее повышение негативно отражается на предпочтениях потребителя. Чем меньше стоимость услуг, тем выше рейтинг перевозчика, поэтому наилучшее значение - минимальное.

Результаты нормирования по всем критериальным показателям сводят в таблицу 8.


Таблица 8. Нормированные критериальные показатели

Наименование компании Стоимость услуги, $ Время рейса, сут. Возраст судов, лет Случаи несохранной доставки, % Случаи несвоевременной доставки, % Рентабельность, % Коэффициент автономии Время работы на рынке, лет Суммарный тоннаж, т Оценка потребителей, баллы
                     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: