См. перечень стандартных и практических умений в методических рекомендациях №8, 9, 10, 11.
5.4. Итоговый контроль знаний:
См. вопросы в методических рекомендациях №8, 9, 10, 11.
См. ситуационные задачи в методических рекомендациях №8, 9, 10, 11.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Частная гистология. Источники развития нервной системы. Спинной мозг, спинальный ганглий: источники развития, строение. Возрастные особенности. Соматическая рефлекторная дуга», см. методические указания для обучающихся № 13 к внеаудиторной работе).
7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:
См. список тем, предлагаемых кафедрой в методических рекомендациях №№8, 9, 10, 11.
Занятие № 13
Тема занятия «Частная гистология. Источники развития нервной системы. Спинной мозг, спинальный ганглий: источники развития, строение. Возрастные особенности. Соматическая рефлекторная дуга».
|
|
2. Форма организации занятия: практическое занятие.
3. Значение изучения темы. Нервная система обеспечивает регуляцию всех жизненных процессов организма и его взаимодействия с внешней средой, хранит информацию на (память), перерабатывает и интерпретирует следы памяти и сигналы из внешней и внутренней среды. В основе структурной организации нервной системы лежат рефлекторные дуги, которые представляют собой цепи нейронов, имеющих специальные функциональные назначения (афферентные, ассоциативные, эфферентные) и расположенных в разных отделах нервной системы. Знание гистофизиологии периферической нервной системы (нервы, нервный узлы) и центральной нервной системы (спинной мозг и головной мозг) необходимо для понимания интегрирующей и координирующей функций нервной системы, а также для правильной диагностики заболеваний, связанных с нарушением работы этих органов.
4. Цель обучения:
- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
|
|
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
- учебная:
знать схему строения простой и сложной соматической рефлекторных дуг,
уметь определять тканевые элементы органов периферической и центральной нервной системы на микроскопическом уровне,
владеть: медико-аналитическим понятийным аппаратом, навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов: поперечный разрез нервной трубки, спинальный ганглий, спинной мозг (поперечный срез).
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Тестовые задания по теме:
(Выбрать один правильный ответ).
1. ЯДРА СПИННОГО МОЗГА ОБРАЗУЮТ НЕЙРОЦИТЫ, СХОДНЫЕ:
1) по строению
2) по размерам и функциональному значению
3) по строению, размерам и функции
4) по размерам
2. АКСОНЫ НЕЙРОНОВ СПИННОМОЗГОВЫХ УЗЛОВ ОБРАЗУЮТ:
1) задние корешки спинномозговых нервов
2) передние корешки спинномозговых нервов
3) смешанный нерв
4) задние и передние корешки спинномозговых нервов
3. ИЗ ПЛАЩЕВОГО СЛОЯ НЕРВНОЙ ТРУБКИ РАЗВИВАЕТСЯ:
1) серое вещество спинного мозга
2) белое вещество спинного мозга
3) серое вещество головного мозга
4) серое вещество спинного и головного мозга
4. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА-ЭТО:
1) цепь нейронов, обеспечивающих проведение импульса от эффекторного окончания рабочего органа до рецептора чувствительного нейрона
2) цепь нейронов, обеспечивающих проведение нервного импульса от рецептора чувствительного нейрона до эффекторного окончания в рабочем органе
3) цепь нейронов, обеспечивающих проведение нервного импульса от рецептора двигательного нейрона до эффекторного окончания в рабочем органе
4) цепь нейронов, обеспечивающих проведение импульса
5. ИЗ КРАЕВОЙ ВУАЛИ НЕРВНОЙ ТРУБКИ РАЗВИВАЕТСЯ:
1) белое вещество спинного мозга
2) серое вещество спинного мозга
3) серое вещество головного мозга
4) белое вещество спинного и головного мозга
6. СМЕШАННЫЙ СПИННОМОЗГОВОЙ НЕРВ ОБРАЗОВАН:
1) дендритами двигательных нейронов спинномозгового узла и нейритами чувствительных нейронов передних рогов спинного мозга
2) дендритами чувствительных нейронов спинномозгового узла и нейритами двигательных нейронов передних рогов спинного мозга
3) аксонами чувствительных нейронов спинномозгового узла и дендритами двигательного нейрона передних рогов спинного мозга
4) аксонами эфферентных нейронов спинномозгового узла и нейритами чувствительных нейронов передних рогов спинного мозга
7. НЕЙРОНЫ, РАСПОЛАГАЮЩИЕСЯ В ПЕРЕДНИХ РОГАХ СПИННОГО МОЗГА:
1) мультиполярные чувствительные
2) мультиполярные двигательные
3) псевдоуниполярные
4) чувствительные
8. СТРОЕНИЕ СЕРОГО ВЕЩЕСТВА СПИННОГО МОЗГА:
1) миелиновые волокна
2) мультиполярные нейроны, нейроглия
3) нервные волокна, нейроглия, нейроны
4) нервные волокна
9. НЕЙРОНЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В СПИННОМОЗГОВОМ УЗЛЕ:
1) двигательные
2) чувствительные
3) ассоциативные
4) чувствительные и ассоциативные
10. СТРОЕНИЕ НЕЙРОНОВ СПИННОМОЗГОВОГО УЗЛА:
1) мультиполярные
2) псевдоуниполярные
3) биполярные
4) униполярные