Работа с массивами. Как правило, данные для вычислений на компьютере задаются в упорядоченной форме – в виде последовательности ряда (вектора) чисел или в виде таблицы (матрицы)

Как правило, данные для вычислений на компьютере задаются в упорядоченной форме – в виде последовательности ряда (вектора) чисел или в виде таблицы (матрицы) чисел. Такие совокупности данных называются массивами. Построение программ, оперирующих с элементами массивов – важнейшая часть техники программирования.

Например, вектор А длиной К чисел и матрица В из N строк и М столбцов (всего из элементов) выглядят следующим образом.

Цифры при имени массива указывающие порядковый номер элемента, называются индексами. Элементы массивов и обозначаются как A[i] и B[i,j]. Обработка массива обычно означает последовательную обработку отдельных его элементов.

Описание типов данных. Тип переменной определяет множество значений, которые она может принимать, и операции, которые могут быть над ней выполнены. С каждой встречающейся в программе переменной может быть связан только один тип данных, но в языке есть возможность для конструирования своих типов данных. Однако, любой сверхсложный тип данных, который создан в программе, сводится (или строится) к простым типам.

Описание типов данных имеет следующий вид:

Type <имя типа> = <тип данных>;

После этого в разделе описаний переменных есть возможность ссылаться на введенный тип данных, так как он имеет имя.

Var <имя переменной>: <имя типа>;

Рассмотрим следующий пример.

Program My;

Const n=30;

Type MyArray=Array[1..n] of Integer;

Var a: MyArray;

s, i: Integer;

begin

Writeln(‘введите ’, n, ‘чисел’);

For i:=1 To n Do readln (A[i]);

s:=0;

for i:=1 To n Do s:= s+A[i];

Writeln(‘их сумма равна ’, s);

Readln;

End.

В данном примере в разделе типов описан одномерный массив (вектор), его имя MyArray, то естьимя нового типа данных. В квадратных скобках указывается номер первого элемента, затем, после двух точек, номер последнего элемента массива – [1..n]. Данная программа считает сумму всего массива, состоящего из 30 элементов. Использование массива, в данном случае, позволяет избежать описания 30 переменных.

Двумерный массив на языке Турбо Паскаль определяется по разному. Примеры:

Const MaxN = …; MaxM=…; {Максимальное значения количества строк и столбцов двумерного массива}

Type OMyArray= Array[1.. MaxM ] of Integer; {одномерный массив из целых чисел}

TMyArray=Array[1..MaxN ] of OMyArray; {Одномерный массив, элементами которого являются одномерные массивы из целых чисел}

Или

Type TMyArray=Array[1.. MaxN, 1.. MaxM] of Integer; {двумерный массив из целых чисел}

Предпочтение отдается второму варианту.

Формирование значений элементов массива путем ввода их с клавиатуры – достаточно утомительное занятие. Для этих целей нужно использовать генератор случайных чисел –функция Random.

Функция Random.

Описание: Random[(range: Word)]. В квадратных скобках указывается необязательный параметр. Тип результата Real или Word в зависимости от наличия параметра. Еси параметр не задан, то результатом является число типа Real в диапазоне 0≤x<1. При наличии параметра возвращается число типа Word в диапазоне 0≤x< range. Верхняя граница диапазона не достигается – строгое неравенство. При многократном запуске программы последовательности чисел будут одинаковы. При подключении процедуры Randomize последовательности чисел будут меняться от запуска к запуску.


Составила: Башкирцева А.Л.

________________________________________________________________________

Пермский филиал МГУТУ. 2006 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: