Факторы, определяющие воспитательный потенциал семьи

Воспитательный (педагогический) по­тенциал семьи -совокупность характеристик, отражающих разные условия и факторы жиз­недеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные возможности и способные в большей или меньшей степени обеспечить успеш­ное развитие ребенка.

  1. Структура семьи (полная, неполная, формально полная, с одним ребенком, с двумя однополыми, разнополыми детьми, многодетная, разведенная, количество поколений в семье).
  2. Материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
  3. Личностные характеристики родителей

· социальный статус,

· уровень образования,

· общая и психолого-педагогическая культура,

· ценностные ориентации и установки на воспитание и образование детей

  1. Психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность.
  2. Помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей.
  3. Факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

Повышение воспитательных возможностей семьи

Подготовка молодых людей к семейной жизни.

• формирование педагогических знаний у будущих родителей: понимание важности авторитета родителя: общие представления о воспитании ребенка (подростка); психология половых различий для развития половой идентичности детей, различия мужчин и женщин для нормализации супружеских отношении; причины ранних отклонений (если они есть у ребенка); особенности личности ребенка и их проявления, границы дозволенного поведения детей разного возраста;

• овладение родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребенком на разных этапах его возраста (воспитание трудом в семье, педагогика детских поручений, воспитание игрой),

• формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком;

2. Поддержание нравственного климата в семье.

3. Психологическая и нравственная подготовка к рождению ребенка.

4. Обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей.

5. Формирование критического подхода родителей к своей педагогической деятельности, разумного поиска путей совершенствования воспитания детей и др.

6. Обеспечение взаимодействия семьи, детского сада, школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: