Воспитательный (педагогический) потенциал семьи -совокупность характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные возможности и способные в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.
- Структура семьи (полная, неполная, формально полная, с одним ребенком, с двумя однополыми, разнополыми детьми, многодетная, разведенная, количество поколений в семье).
- Материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
- Личностные характеристики родителей
· социальный статус,
· уровень образования,
· общая и психолого-педагогическая культура,
· ценностные ориентации и установки на воспитание и образование детей
- Психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность.
- Помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей.
- Факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;
Повышение воспитательных возможностей семьи
|
|
Подготовка молодых людей к семейной жизни.
• формирование педагогических знаний у будущих родителей: понимание важности авторитета родителя: общие представления о воспитании ребенка (подростка); психология половых различий для развития половой идентичности детей, различия мужчин и женщин для нормализации супружеских отношении; причины ранних отклонений (если они есть у ребенка); особенности личности ребенка и их проявления, границы дозволенного поведения детей разного возраста;
• овладение родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребенком на разных этапах его возраста (воспитание трудом в семье, педагогика детских поручений, воспитание игрой),
• формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком;
2. Поддержание нравственного климата в семье.
3. Психологическая и нравственная подготовка к рождению ребенка.
4. Обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей.
5. Формирование критического подхода родителей к своей педагогической деятельности, разумного поиска путей совершенствования воспитания детей и др.
6. Обеспечение взаимодействия семьи, детского сада, школы.