Самая высокая эффективность использования ресурсов и производственная эффективность обеспечиваются тогда, когда равновесие производителя достигается при равенстве цены, предельных и минимальных средних издержек: Р =МС = АТС min.
Иначе говоря, эффективность гарантирует потребителям получения самого большого объема продукции по наиболее низким ценам, которые вообще возможны при существующей технологии и затратах производства.
При монополистической конкуренции равновесие производителя никогда не может быть достигнуто при равенстве цены предельным издержкам. Ведь равновесие наступает в точке пересечения кривой предельных издержек с кривой предельного дохода, то есть когда МС =MR. Поскольку же цена всегда больше предельного дохода, то и в точке равновесия она будет больше предельных издержек. Для равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции справедливо такое неравенство:
Р > MC.
Монополистическая конкуренция не способна обеспечить самую высокую производственную эффективность, то есть равенство цен минимальным средним издержек.
|
|
Поэтому потребители всегда вынуждены платить на рынке монополистической конкуренции за единицу продукции больше, чем это могло бы быть на конкурентном рынке.
Р > ATC min.
Наоборот, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах цена выше за минимальных средних издержек:
69. Основные характеристики олигополистического рынка.
Основные характеристики олигополистического рынка:
1. Малое число фирм – продавцов и большое число покупателей. Как правило, от 2 до 10 фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
2. Дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории чаще рассматривается однородная олигополия, однако, если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество анализируется как однородный агрегированный продукт.
3. Наличие существенных препятствий для входа на рынок.
4. Каждая фирма может проводить самостоятельную ценовую политику, однако, в связи с наличием тесной взаимозависимости фирм-олигополистов, контроль над ценой ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товаров.
5. В своих действиях фирмы всегда учитывают реакцию конкурентов.
6. Важное значение имеет неценовая конкуренция.