PR-технология включает совокупность методов сбора и обработки информации, выработку алгоритма действий по продвижению туристической услуги на рынок, разработку мероприятий по формированию имиджа туристической фирмы с целью достижения ее конкурентоспособности. Под PR-технологией понимается поэтапное осуществление продвижения новой услуги туристической организации на конкретный сегмент рынка. PR-технология призвана способствовать удовлетворению спроса потребителей посредством предоставляемой информации о туристических фирмах, товарах, услугах. С помощью PR-технологии осуществляется выбор необходимого или желаемого в широчайшем ассортименте предлагаемого. Продвижение услуги осуществляется с помощью двух основных способов — PR-акции и PR-кампании.
PR-специалист видит и представляет не только возможные варианты решения проблемы, но и находит саму проблему для доказательства своей необходимости потенциальному клиенту. План PR-кампании задает стратегию и тактику решения проблемы. В российских условиях специалиста часто ожидает масса негативных факторов, например, нехватка средств или недостаточная квалификация партнеров. Однако главной сложностью остается непонимание важности PR-инструментария, что зачастую связано с неконкурентными условиями ведения бизнеса.
|
|
Британский исследователь П. Грин предлагает начинать PR-кампанию с «коммуникативного аудита», включающего беседы со всеми заинтересованными в разрешении проблемы группами людей, чтобы установить, что они знают, чего не знают и что должны узнать. PR-кампания как научно управляемый процесс, по его мнению, складывается из четырех этапов:
1. Определение проблемы.
2. Планирование и программирование.
3. Действия и коммуникации.
4. Оценка результатов.
Другой британский ученый Ф. Джевкинс предлагает свою модель PR-кампании, состоящую из шести элементов:
1. Оценка ситуации.
2. Определение целей.
3. Определение аудитории.
4. Отбор массмедиа и техники воздействия.
5. Планирование бюджета.
6. Оценка результатов.
Как можно убедиться, оба подхода практически сходны, что свидетельствует об уже устоявшейся практике проведения PR-кампаний. Это связано, прежде всего, с единым пониманием ожидаемого результата. Как считают многие американские специалисты, изменения в поведении, вытекающие из динамики общественного мнения, выглядят следующим образом:
1) уговорить людей сделать что-то;
2) уговорить людей не делать чего-то;
3) получить их согласие на то, чтобы организация могла попытаться сделать что-то, не подвергаясь при этом атаке или критике в середине эксперимента.
|
|
PR-акция - конкретное действие, направленное на реализацию PR-проекта, имеющего четкие цели и характеристики. Например, мини-семинар, на котором одному-двум агентам менеджер крупного туроператора рассказывает о новом отеле, показывает пакет материалов, брошюры, каталоги. Цель такой PR-акции - привлечение клиента и убеждение его в уникальности продукта. Практикуемые в туристическом бизнесе PR-акции - благотворительные мероприятия, выставки, ярмарки, семинары, коллоквиумы, представления, презентации. При организации PR-акций каждая фирма должна иметь четкое представление о следующем: количество проводимых PR-акций ежегодно; какого качества и масштаба должны быть данные мероприятия.
PR-кампания - пролонгированная PR-акция, состоящая из нескольких взаимосвязанных этапов и ряда компонентов, в которой задействованы ресурсы всей организации и участвует третья сторона. Этапы PR-кампании - подготовительный, экспресс-анализ, аналитический. Например, в феврале 2001 г. началась полномасштабная PR-кампания и реализация проектов, посвященных празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, которое отмечалось в мае-июне 2003 г. Около 70% общего бюджета, который составил 44 млрд руб., пошло на финансирование таких социокультурных проектов, как «Культурная столица», «Открытый город», «Европейские ворота России», «Город для горожан». Были проведены реконструкция зданий и обновление музейного фонда, строительство гостиниц, торгово-культурных центров; разработано 300 новых тематических экскурсий.
При планировании и проведении PR-кампании должны соблюдаться следующие условия:
1. Доверие.Общение должно складываться в атмосфере доверия, а последнее зависит от источника информации, который должен демонстрировать, что им движет твердое намерение быть полезным тому, на кого направлена информация. Получателю информации необходимо доверять информатору и считать его экспертом в излагаемых вопросах.
2. Содержание.Каждое PR-обращение должно иметь смысл для его получателя и нести ему что-то новое, полезное, привлекательное. Обычно для обращения выбираются темы, которые могут наилучшим образом удовлетворить интерес адресата.
3. Ясность служит необходимым элементом обращения, поскольку оно должно быть составлено в доступной внятной форме, понятной и для источника, и для получателя.
4. Обстановка. Чтобы оказывать убеждающее воздействие, обстановка должна создавать все условия для активного участия вовлеченных в процесс кругов общественности и результативного диалога с ними.
5. Непрерывность и систематичность. Коммуникация требует повторяемости для полного восприятия, а значит, и убедительности; обращение, которое предполагают внушить, должно постоянно повторяться.
6. Каналы коммуникации. Для осуществления связей с общественностью каналы передачи должны быть гибкими, традиционными и доступными для пользователей.
7. Возможности аудитории. Коммуникация достигает максимальной эффективности, если она требует минимальных усилий со стороны целевой аудитории.
В настоящее время можно говорить о существовании PR-концепций в крупных российских туристических фирмах. PR-деятельность активизируется в трех приоритетных направлениях:
1) работа турфирм со специализированными СМИ;
2) организация ознакомительных поездок для сотрудников туристических агентств. Позволяя менеджерам по туризму на собственном опыте оценить безопасность поездки и качественный сервис, а также лично увидеть все предлагаемые курорты, гостиницы, маршруты и достопримечательности, оператор создает себе мощную агентскую сеть. Агенты будут всячески рекомендовать клиентам курорты тех операторов, в чьих ознакомительных турах они побывали;
|
|
3) работа с различными информационными службами - специализированными организациями, куда любой человек может позвонить и бесплатно получить справку по вопросу, относящемуся к сфере туризма. Основными являются две справочные службы - «Банко» и «Красный телефон». Деятельность службы «Банко» основывается на проведении собственных исследований, рейтингов, опросов. Компанию «Красный телефон» следует отнести к области рекламы.
PR в туризме можно условно разделить на два основных направления: деятельность стран по привлечению туристов и деятельность туристических фирм по привлечению клиентов. Причины, условия и методы PR-акций в этих двух сферах различаются и поэтому требуют особого рассмотрения.
С точки зрения туризма, все страны мира можно условно разделить на три группы:
1) страны, для которых туризм не составляет важной статьи доходов и потому мало заинтересованные в дополнительном Привлечении туристов;
2) «благополучные» страны, для которых туризм является значительной статьей доходов, и туристы активно посещают их;
3) «неблагополучные» страны, где туризм служит важной статьей доходов, но поток туристов невелик из-за сформировавшегося по каким-либо причинам отрицательного имиджа.
В странах первой группы мало внимания уделяется дополнительному привлечению туристов. Ассигнование средств на развитие туристической отрасли правительством либо не производится, либо ограничивается прямой рекламой. Примерами таких стран могут служить Азербайджан, Ирак. Однако надо отметить, что таких стран в последнее время становится меньше.
Страны второй группы наиболее посещаемы. Это традиционно благополучные страны, и существующий туристический поток вполне отвечает их потребностям. Примерами таких стран могут служить Франция (в 2000 г. доля Франции в мировом рынке туристических услуг составляла 10,9%), Испания (7,9%), США (7,2%). В основном эти страны тоже ограничиваются лишь прямой рекламой в незначительных объемах. PR-акции применяются департаментами по туризму этих стран только в случае каких-либо событий, которые могут негативно повлиять на их имидж.
|
|
Так, французские аналитики в 1996 г. пришли к выводу, что турбизнесу этой страны угрожают два обстоятельства: волна террористических актов, а также высокомерие и неприветливость самих французов, которые редко вспоминают об интересах других народов. Чего стоят одни испытания ядерного оружия в 1995-1996 гг. в Тихом океане, которые провела Франция, не прислушиваясь к общественному мнению. Это привело к падению продаж туристических услуг и снижению туристического потока в целом. Для исправления ситуации власти приурочили к началу туристического сезона 1996 г. масштабную PR-кампанию. Ее основой стали «контракты гостеприимства», которые подписали около 20 тыс. предприятий сферы обслуживания. Они обязались «улыбаться», «следить за своим внешним видом», «приветливо и квалифицированно отвечать на телефонные звонки». Среди работников отелей и ресторанов были распространены соответствующие материалы: разговорники, инструкции, информация об обычаях и нравах других народов, советы по международному этикету. В итоге Франция не только не потеряла занимаемое ею к 1996 г. третье место в мире по объему турпотока, но и поднялась к 2000 г. на первое, обогнав лидеров - Испанию и США. Как уже было отмечено, в среднем затраты этих стран на продвижение собственных услуг невелики. Исключение составляют Испания и Германия, которые находились в 2000 г. на втором и 11-м местах в списке наиболее посещаемых туристами стран мира, занимали соответственно второе и третье место по затратам государственных организаций на туристическую рекламу.
Наибольший интерес представляют страны третьей группы. Это страны, доходы которых сильно зависят от туризма, но которые имеют неустойчивую репутацию. Среди них такие популярные у российских туристов страны, как Турция, Египет, Кипр, Израиль. Они предлагают достаточно комфортный и недорогой отдых, однако различные события, происходящие в этих странах, настораживают туристов. В проведении PR-акций вместо прямолинейных рекламных кампаний заинтересованы прежде всего эти проблемные в туристском отношении страны. Основными причинами, по которым государственные департаменты по туризму обращаются к PR-акциям, являются следующие:
• большое количество стран, предлагающих однотипный отдых, например Турция и Греция;
• различные события, негативно влияющие на имидж страны в глазах туристов, например угроза террористических актов;
• появление новых стран и новых туристических направлений, например не так давно российские туристы открыли для себя Марокко и Тунис, Сербию и Хорватию.
Характеризуя современную ситуацию в реализации туристских PR-проектов, необходимо отметить, что самой лучшей PR-акцией для департамента по туризму какой-либо страны можно считать привлечение внимания таких телевизионных программ, как «Непутевые заметки», «В поисках приключений», «Вокруг света»; радиопередачи «Куда подальше» на радиостанции «Эхо Москвы». После выхода в телевизионный эфир подобных познавательных программ наблюдается значительное повышение интереса со стороны потенциальных клиентов к упоминавшейся стране. Зрители, посмотрев познавательную передачу, хотят собственными глазами увидеть природные достопримечательности, приобщиться к иной культуре, ощутить самим все красоты того или иного региона, страны, города.
Зачастую необходимость проведения PR-кампаний вызвана реальной или мифической угрозой террористических актов и природных катастроф. По мнению журналиста, члена Ассоциации «Туризм и пресса» И. Константиновой, образцовыми можно считать PR-кампании Египта, Израиля, Турции и Кипра.
Другой аспект PR в туризме - деятельность туристических фирм по привлечению клиентов. В результате восстановления отечественной туриндустрии после кризиса 1998 г. на рынке возникло множество больших и маленьких туристических фирм, предлагающих свои услуги туроператоров и турагентов. Большинство из них имеют в арсенале однотипный продукт, стандартный набор услуг и направлений. Поэтому клиенту непросто сориентироваться на рынке туруслуг, и, как показывают социологические исследования, лишь небольшое количество туристов из года в год отдают предпочтение одной и той же компании. Большинство же выбирает ту компанию, которая ближе к дому, к работе, т.е. зачастую выбор турфирмы случаен.
Вместе с тем российские потенциальные клиенты в последние годы стали подвергаться агрессивному рекламно-информационному воздействию, которое непродолжительное время давало желаемый эффект. Многие журналы и газеты пестрят рекламными объявлениями о туристических поездках. Однако с течением времени эффективность рекламы стала снижаться и возникла потребность в чем-то новом.
Все вышесказанное, а также пресыщенность российского потребителя рекламой вообще и отсутствие доверия к ней привели к тому, что туристические фирмы встали перед проблемой поиска новых путей привлечения клиентов. Сотрудники российских турфирм далеко не сразу поняли действенность методов паблик рилейшнз, однако в последнее время отечественный турбизнес осознал важность и актуальность связей с общественностью. На сегодняшний день стратегические крупномасштабные PR-кампании осуществляются ограниченным числом ведущих фирм. Большинство турагентств предпринимают определенные акции в этом направлении, которые можно назвать РК-«шага-ми».
Принципиальных отличий между деятельностью туристических фирм и компаний из других отраслей в области PR не существует. Степень внимания к этой сфере в туризме несколько ниже. Так, нам не удалось найти упоминания о наличии даже в крупных российских туристических фирмах специализированного отдела PR. Однако уже сегодня можно говорить о существовании
PR-концепций в крупных российских туристических фирмах, которые реализуют на практике PR-технологии.
1. Проведение семинаров, ярмарок, workshops -важный элемент PR-деятельности туристической компании. Обычно семинары проводятся по основному направлению деятельности компании. Они приобретают форму неформальных встреч за чашечкой кофе, в ходе которых представители компании-организатора рассказывают об особенностях своего направления, различных курортах, особенностях визового и таможенного оформления, а также других деталях, которые могут помочь в работе. В завершение встречи посетители обычно снабжаются информационными материалами и каталогами. Так, количество клиентов фирмы «Атлас», занимающейся в основном горнолыжным туризмом, значительно возросло после того, как она стала организовывать семинары для сотрудников агентств и просто клиентов по особенностям горнолыжного туризма, различных курортов в России и за рубежом. Причем в семинарах участвуют как специалисты фирмы, так и представители Московской ассоциации горнолыжников, что усиливает оказываемый эффект. В ходе подобных встреч присутствующие могут убедиться в опыте и профессионализме сотрудников фирмы-организатора, а также перспективности сотрудничества с ней. Мотивы здесь сходны с деятельностью департаментов по туризму различных стран по предоставлению информационных материалов и консультаций. Такие акции могут быть как регулярными, так и единичными.
2. Организация ознакомительных поездок для сотрудников туристических агентств является примером эффективной PR-кампании. Предоставляя возможность менеджерам по туризму на собственном опыте оценить безопасность поездки и высокий уровень сервиса, а также лично увидеть все предлагаемые курорты, оператор создает себе мощную агентскую сеть. Агенты будут всячески рекомендовать клиентам курорты тех операторов, в чьих ознакомительных турах они побывали.
3. Работа с различными информационными службами. Туристические информационные службы - это специализированные организации, куда любой человек может позвонить и бесплатно получить справку по вопросу из сферы туризма — от номера телефона какой-либо фирмы до сведений о том, какая фирма предлагает конкретный маршрут в необходимый временной интервал. Основными являются две справочные службы - «Банко» и «Красный телефон», принципы работы которых заметно отличаются. Что касается службы «Банко», то ее деятельность основывается на проведении собственных исследований, рейтингов, опросов. В итоге позвонивший получает объективную информацию, и оператор советует ему именно те компании, которые того заслуживают. «Банко» в своей деятельности активно взаимодействует с «Горячей линией туризма», у них существует общая электронная версия. Кроме того, в «Банко» можно получить информацию об особенностях страны, погоде, визовом режиме. Справочную службу «Красный телефон» следует отнести к области рекламы. Туристические агентства напрямую платят за то, чтобы оператор советовал их звонящим клиентам. У оператора на руках есть список всех фирм, заявивших свою рекламу, и он называет их все подряд но кругу, не заботясь о качестве предлагаемых услуг и надежности фирмы. Однако «Красный телефон» позиционирует себя как «информационная и PR-компания».
4. Ряд крупных фирм содействует мелким агентствам в PR-деятельности. Например, фирма «Инна-тур» организовала отдел, в котором профессионалы в области паблик рилейшнз помогают желающим фирмам в организации PR-кампаний. Подобные отделы очень полезны. Во-первых, для крупного оператора это способ зарабатывать деньги. Во-вторых, для начинающей фирмы это возможность получить профессиональную консультацию от людей, знакомых не только с PR, но и с туризмом. В-третьих, подобная деятельность позволяет наладить партнерские отношения между оператором и агентством, которые обеспечивают их взаимовыгодное сотрудничество.