Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены

Изменение цены товара может оказывать двоякое воздействие на величину спроса на товар: во-первых, снижение цены на некоторый товар при посто­янстве цен на другие товары означает относительное удешевление этого то­вара, и спрос на него будет возрастать; во-вторых, снижение цены на опре­деленный товар можно рассматривать как повышение дохода потребителя. Общий эффект изменения цены – общее изменение величины спроса, вызванное изменением цены данного товара и дохода потребителя; представляет собой сумму эффектов замещения и дохода. Эффект замещения – при падении цены потребитель переключается с приобретения относительно более дорогих товаров на покупку данного товара. Эффект дохода – при падении цены потребитель имеет освободившуюся часть располагаемого бюджета, к-ую он может направить на покупку дополнительного объема товаров. В зав-ти оттого, как трактуется понятие реального дохода, различают два подхода к разграничению эффекта дохода и эффекта замещения.

Согласно подходу Слуцкого, реальный доход потребителя измеряется кол-вом благ, к-ое потребитель может приобрести на денежный доход. Реальный доход будет неизменным, если потребитель в состоянии каждый раз приобретать прежнее кол-во благ на свой денежный доход. Тождество Слуцкого: ∆D=∆S+∆I. Эффект замещения всегда действует в сторону, противоположную изменению цены товара. Эффект дохода может действовать в обоих направлениях. Для нормального товара – оба эффекта действуют в направлении, противоположном изменению цены, т.е. общий эффект – отрицательный. Для товаров низшей категории – эффект дохода положителен, эффект замещения отрицателен, т.е. общий эффект отрицателен. Однако в отдельных случаях положительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замещения, т.е. общий эффект положителен – для товаров Гиффена. В таком случае снижение цены сопровождается сокращением спроса, ибо появляется возможность приобрести другой продукт.

Согласно подходу Хикса, реальный доход измеряется полезностью благ, приобретаемых потребителем за свой денежный доход. О неизменности реального дохода можно говорить, если после изменения цен потребитель имеет возможность приобретать набор товаров с той же полезностью, т.е. он остается на прежней кривой безразличия. Бюджетное ограничение выражает только влияние эффекта замещения на величину спроса, вследствие чего объем спроса изменяется на величину ∆S. Эффект дохода можно определить как разность между общим эффектом изменения цены и эффектом замещения. Данное изменение величины спроса связано с переходом от одной бюджетной лини к другой, т.е. с увеличением покупательской способности потребителя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: