Способы защиты прав граждан

Ежегодно в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно сгруппировать: по содержанию (пенсионные, налоговые и т.д.); по авторам (индивидуальные, групповые); по форме (устные, письменные); по адресатам можно делить на первичные, повторные и т.д.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения обращения граждан следует поделить на два типа:

1) административные, т.е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе;

2) судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Решения по ним принимаются на основе норм УПК или ГПК.

Порядок рассмотрения обращений первого типа регулируется Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 1 ноября 2004 г. №340-З, который делит их на три вида.

Предложение – обращение граждан, направленное на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.

Заявление – обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалобы – обращения граждан, которые содержат требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействиями должностных лиц или соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам, решения, действия или бездействия которых обжалуются.

Обращения, по которым не требуется дополнительных проверок, изучения, должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, общий срок рассмотрения обращений граждан – не свыше одного месяца. При необходимости проведения специальных проверок, запроса дополнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно сообщив об этом заявителю.

Должностные лица за нарушение порядка рассмотрения обращений несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст.9.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Читайте также:

Понятие органа государственного управления

Механизм административно-правового регулирования и его элементы

Наложение административных взысканий

Виды органов государственного управления

Стадии реализации нормативных правовых актов

Вернуться в оглавление: Административное право Беларусии


double arrow
Сейчас читают про: