Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Региональный фактор в политике ЕС

До Второй мировой войны государство в странах Запада сравнительно мало вмешивалось в вопросы размещения производительных сил. Если такое вмешательство и было, то оно носило спорадический характер и было связано либо с военной обстановкой, либо с экономическими кризисами.

После второй мировой войны государственное регулирование экономики вообще приняло значительно большие масштабы, особенно в Западной Европе. Составной его частью стала региональная политика, которая охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.

В исследованиях организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Organisation for Economic Cooperation and Development - OECD) отмечается, что объектом региональной политики в странах рыночной экономики являются различного рода региональные (пространственные) неравенства - различия в уровне и условиях жизни, в занятости и безработице, в темпах экономического развития отдельных регионов, в условиях предпринимательства и т.д. Региональная политика выступает в форме государственного вмешательства в разные подсистемы региона, причем не только в экономическую.

Цель региональной политики - свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, групп стран (как, например, стран - членов Европейского союза).

Существуют две главные формы региональной политики. Первая из них - региональное планирование (программирование), которое выражается в составлении региональных планов (программ); они могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. При этом некоторые страны (Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды) проводят такое планирование с полным, а некоторые (ФРГ, Бельгия) с неполным охватом территории своих стран. Вторая форма - региональное прогнозирование. Органы осуществления региональной политики в ЕС являются наднациональными.

На протяжении послевоенных десятилетий  методы региональной политики не оставались неизменными. Так, сначала акцент делался в первую очередь на решение социальных задач, затем большее внимание стало уделяться и экономическим задачам. Со временем для решения региональных проблем стал привлекаться не только государственный, но и частный капитал. От крупномасштабных программ стали переходить к решению более локальных вопросов. И тем не менее главная цель региональной политики оставалась неизменной. Она заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны, чреватых массовыми выступлениями трудящихся и усилением напряженности в обществе; в выравнивании уровней, определяющих качество жизни. В региональной политике широко используются как ограничительные, так и поощрительные меры.

Средства, которыми пользуются центральные правительства, региональные и местные власти разных стран для устранения региональных различий, весьма многообразны, и выбор их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением страны, типом государственного устройства, внутренними проблемами, целями находящихся у власти политических партий и др.

Чтобы четко поставить задачи региональной политики и выбрать подходящие средства их решения, необходимо в первую очередь выявить причины пространственных (региональных) неравенств, т.е. установить объекты вмешательства. К их числу относятся:

  • резкие различия природно-климатических условий жизни и предпринимательства в отдельных регионах страны;
  • масштабы, качество и направления использования природных ресурсов, которые определяют “продуктивность” регионов. Этот фактор влияет не только на сельское хозяйство, рыболовство, добычу полезных ископаемых и лесное хозяйство, но и на условия размещения промышленности и жизни людей;
  • устаревшая структура производства, запаздывание с введением инноваций;
  • агломерационные преимущества (большое пересечение в регионе межотраслевых связей) и агломерационные недостатки (перенаселение);
  • тенденции в экономическом развитии страны (в периоды экономического роста в так называемых отсталых регионах возникают новые фирмы, что обусловливает хозяйственную активность, а на стадии стагнации активность падает);
  • стадия технологического развития, влияющая на те или иные виды производства товаров (сырьевые ресурсы, промежуточные продукты, товары конечного потребления, услуги и т.д.);
  • политические условия, формы общей и региональной политики;
  • институциональные факторы: степень региональной автономии, история развития и др.;
  • физические факторы размещения: наличие или отсутствие гаваней, аэропортов, транспортных систем, промышленных площадок, обеспеченность телекоммуникационными системами и др., т.е. производственная инфраструктура;
  • большой внешний контроль над фирмами или малый удельный вес фирм, основанных местными предпринимателями;
  • социально-культурные факторы: степень урбанизации, образованность населения, наличие научных центров и др.

Обычно выделяют четыре главных конкретных направления региональной политики.

Первое направление заключается в подъеме отсталых аграрных районов, которые называют также бедствующими, “проблемными”, “серыми”. Это районы, мало затронутые НТР, для которых характерны отток и старение населения, повышенный уровень безработицы, недостаточность капиталовложений. Классический пример такого рода являет собой Юг Италии, сильно отстающий в развитии от промышленного Севера этой страны.

Во Франции к числу подобных районов относят Центральный массив, Аквитанию, Северо-Запад, Корсику, в Испании - Галисию, некоторые районы Юга и Центра, в Великобритании - Северную Шотландию.

В таких районах региональная политика предусматривает налоговые льготы, организацию специальных фондов (например, “Касса Юга” в Италии), создание на государственные средства производственной и социальной инфраструктуры, которая во многом определяет “деловой климат” района. Нередко в них создаются крупные промышленные предприятия, играющие роль “полюсов роста”. В последнее время наряду с индустриализацией в слаборазвитых районах большое внимание уделяется также развитию сельского хозяйства, туризма и рекреации.

Второе направление региональной политики заключается в “реанимации” депрессивных районов. Это старопромышленные районы с преимущественным развитием угольной, железорудной, текстильной промышленности, которые возникли еще в период промышленных переворотов ХУШ-Х1Х веков. В период НТР переход энергетики с угля на нефть и газ, черной металлургии - с местной на более богатую заморскую железную руду, текстильной промышленности - с натурального на искусственное волокно привел к экономическому упадку, депрессии таких районов. Сам термин “депрессивный район” возник еще в период мирового экономического кризиса 1929-1933 годов. Но особенно сильно их отставание проявилось уже после Второй мировой войны в эпоху НТР. Начались старение и отток населения, “структурный кризис”, “структурная безработица”.

“Структурный кризис” поразил большинство каменноугольных и железорудных бассейнов, старых текстильных районов зарубежной Европы.           Региональная политика в депрессивных районах, как правило, включает внедрение в их экономику новых и новейших отраслей производства, тесно связанных с НТР, перепрофилирование предприятий, переспециализацию рабочей силы, создание филиалов ТНК.

Третье направление региональной политики заключается в сдерживании гипертрофированного роста городских агломераций, особенно столичных. Такой рост, происходивший в 60-70-х годах, имел своим последствием возникновение довольно общего явления, которое стали называть “кризисом городов”. Он проявился в угрожающем загрязнении городской среды и ухудшении санитарно-гигиенических условий жизни, в перегрузке транспорта, в ухудшении жилищного фонда и т.д. В результате начался массовый отток зажиточных слоев населения из центральных частей городов в пригороды.
Поэтому главной задачей региональной политики в этой сфере стало сдерживание роста таких “сверхгородов”. Это достигается прежде всего с помощью районной планировки, которая стала широко применяться во Франции и Нидерландах. В Великобритании, Франции большие масштабы приняло сооружение городов-спутников Лондона и Парижа и вообще новых городов, которые способствуют разгрузке городских агломераций. Есть отдельные примеры осуществления т.н. дегломерации - как пассивной (ограничение нового строительства в крупнейших городах), так и активной (вынос предприятий из таких городов).

Четвертое направление региональной политики заключается в освоении новых ресурсных районов с экстремальными природными условиями. До второй мировой войны страны Западной Европы могли опереться на топливно-сырьевые ресурсы своих колоний и полуколоний. Поэтому их интерес к районам Севера, к Австралии был эпизодическим, связанным преимущественно с “золотыми лихорадками” (Клондайк, Калгурли), после которых нередко оставались лишь “города-призраки”. После крушения колониальной системы интерес стран Запада к районам нового освоения повысился. При этом отчетливо проявилось стремление переориентировать тяжелую промышленность на собственные ресурсы, уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива из развивающихся стран. В результате началось широкое освоение этих районов, занимающих в целом огромную территорию в 18 млн. кв. км.
Пятое направление - развитие районов с низкой плотностью населения - появилось не так давно, когда к ЕС присоединились в 1995 г. Скандинавские страны Финляндия и Швеция.

Все вышеперечисленные категории территорий (за исключением крупных городских агломераций) характеризуются в целом низкими доходами населения и высоким уровнем безработицы. Внутри ЕС существуют очень большие различия в уровне благосостояния населения по отдельным регионам.
Душевые доходы  в Португалии, Греции, Испании и Ирландии намного ниже средних показателей  в ЕС. Беднейшие территории находятся в Португалии (Алентего), Греции (некоторые острова и Македония) и Восточной Германии, где уровень доходов населения составлял всего 40-50% от средних показателей ЕС12 в 1992 г. В богатых странах ЕС также существуют отсталые регионы: в Великобритании - Северная Англия,  Северная Ирландия и Уэльс, в Италии - Южная часть и острова, которые отличаются низкими доходами населения, высоким уровнем эмиграции и недостатком рабочих мест по сравнению в целом по стране. Например, уровень доходов на душу населения в Меззоджорно (Италия) составляет только 2/3 доходов ЕС12. В большинстве случаев низкие доходы характерны для населения слаборазвитых аграрных районов (Португалия, Греция, Испания), “депрессивных” старопромышленных районов, главными отраслями в которых являются угольная промышленность, черная металлургия, текстильная промышленность и судостроение (Северная Англия, Уэльс, некоторые районы Бельгии и Север Испании)) или районов, обладающие невыгодным экономико-географическим положением (например, слишком удаленных от центров экономической активности).

Высокий уровень благосостояния в целом характерен для населения крупных высоко урбанизированных территорий: Парижской агломерации (Иль де Франс) с доходами 170% от среднего уровня ЕС, территории, прилегающей к Милану (Ломбардия, 135%), Гамбурга (198%) и Бремена (156%), Большого Лондона (144%), Брюсселя (175%) и Копенгагена (140%).

Различия между районами довольно значительны, и проблема заключается в том, что они обладают естественной тенденцией к усилению.

Процветающие центры характеризуются в целом высоким уровнем развития экономики вследствие  наличия развитой инфраструктуры, высококвалифицированных трудовых ресурсов, обеспеченного потребителя, развитых внешних связей и транспортной доступности. Все это приводит к несбалансированному развитию внутри сообщества в целом и в отдельных странах.

Беспрепятственное передвижение трудовых ресурсов и капитала между странами ЕС может ухудшить данную ситуацию, т.к. эти факторы производства требуют самого высокого оборота. Поэтому можно сделать вывод, что экономическая интеграция может также усиливать региональные дисбалансы, которые, в свою очередь, обернутся политической угрозой для дальнейшей интеграции. Для интеграции очень важно сближение уровней экономического развития. Это одна из основных причин того, почему ЕС занимается вопросами региональной политики, а не оставила их в ведении национальных правительств. Другая причина заключается в координации инвестиций в основную инфраструктуру, особенно если эти инвестиции выгодны для нескольких стран-членов (например, при строительстве транспортных путей, пересекающих внешние границы). Региональная политика представляет собой противовес неравному развитию регионов и вырабатывается для поддержания слабейших из них. Она является дополнением национальной политики и включает общественную помощь местным отраслям промышленности, инвестиции в инфраструктуру, предоставление ссуд реструктурируемым отраслям и т.д.

В странах с рыночной экономикой исследователи выделяют две основные цели государственного вмешательства в развитие регионов: 1) “справедливость”, т.е. такое размещение (пространственная организация) экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют более или менее равные возможности достичь желаемого благосостояния; 2) “эффективность”, которая требует рационального использования производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния.

Обе эти цели могут быть как совместимыми, так и конфликтными. Как правило, в период экономического роста преобладает первая цель, в период кризисов - вторая. Не обязательно, чтобы в политике государственных органов разных уровней территориальной иерархии доминировала какая-либо одна цель. Однако определенная согласованность в региональных политиках, проводимых федеральными, региональными и местными властями, должна быть, иначе пространственные неравенства будут нарастать.

В отдельных странах существуют разные принципы разделения центральными и региональными властями функций в сфере региональной политики, специфические  схемы сочетания макро- и микроинструмента. Под микроинструментом  понимают рычаги монетарной, фискальной и торговой политик, под микроинструментом - рычаги непосредственного воздействия на рабочих (труд) и на предпринимателей (капитал).

Основные направления новой региональной политики Европейского сообщества были изложены в феврале 1987 г. в докладе комиссии ЕС “Единые акты должны иметь успех: новые перспективы для Европейского сообщества”.

Основная цель региональной политики сообщества - гарантировать предпринимателям любых регионов (включая отсталые и регионы промышленного спада) равные возможности развития по завершении формирования единого европейского рынка. Именно на создание благоприятных условий для предприятий, адаптирующихся к единому рынку и к большей конкуренции, и направлена основная часть мероприятий сообщества.

С общего согласия стран-членов ЕС в региональной политике сообщества выделяются следующие пять основных целей.

1 -   содействие структурной перестройке и развитию отсталых регионов. К их числу относятся регионы, где производство валового внутреннего продукта в расчете на 1 чел. составляет менее 75% среднего уровня в Европейском сообществе. Список регионов пересматривается каждые пять лет.
2 -   содействие перестройке и развитию депрессивных ареалов, приграничных ареалов, частей ареалов, включая ареалы рынков труда и города (агломерации) с высокой безработицей и снижающимся уровнем промышленного развития. Под цель 2 подпадают ареалы, где а) средняя доля безработных за последние 3 года вследствие сокращения числа занятых в промышленности выше средней величины в Европейском сообществе в целом; б) доля промышленных рабочих в общей численности занятых начиная с 1975 г. равна или превышает средний уровень в сообществе; в) за последние 3 года наблюдалась существенная потеря рабочих мест или сокращение жизненно важных секторов экономики, влекущие за собой серьезное обострение проблемы безработицы.

Кроме того, целью 2 были охвачены общины, в которых безработица вследствие значительного сокращения числа занятых в промышленности была выше средней в ЕС по крайней мере на 50%. На основе этих критериев был составлен список ареалов, который пересматривается каждые три года. По прошествии трех лет комиссия ЕС с участием Европейского парламента может изменить критерии отбора ареалов в рамках цели 2.

3 -   борьба с долговременной безработицей. Критерием здесь служит количество лиц старше 25 лет, ищущих работу и находящихся без работы более 12 месяцев.
4 -   помощь по включению молодежи в трудовую жизнь. Критерий отбора - ищущая работу молодежь до 25 лет.
5 -   содействие проведению реформы общей аграрной политики с выделением двух самостоятельных целей (5а и 5б):
5а - модернизация и развитие обслуживающих сельское хозяйство производств (заготовка, переработка и сбыт продукции сельского и лесного хозяйства);
5б - содействие развитию сельских ареалов. Комиссия ЕС установила следующие критерии выделения ареалов, которым оказывается содействие в рамках цели 5б: а) более высокая доля занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых по сравнению со средней в сообществе; б) низкий уровень доходов в сельском хозяйстве; в) низкий уровень социально-экономического развития, исчисленный на основе ВВП.

Содействие ЕС может распространяться и на другие сельскохозяйственные ареалы, характеризующиеся низким уровнем  социально-экономического развития, при этом выдвигаются следующие критерии:

  • низкая плотность населения и (или) сильная тенденция населения к переселению;
  • окраинное или островное положение ареала по отношению к крупным центрам экономической и общественной деятельности;
  • чувствительность развития сельского хозяйства к реформе аграрной политики Европейского сообщества (плохая структура сельскохозяйственных предприятий и возрастная структура занятых в сельском хозяйстве);
  • чрезмерная нагрузка на окружающую среду;
  • местоположение сельскохозяйственных ареалов внутри горных областей и т.п.

Как показали исследования, цель 1 распространяется полностью или частично на 7 стран: Грецию, Ирландию и Португалию полностью, Италию и Испанию - частично, заморские департаменты Франции и Северную Ирландию. В начале 90-х годов на этой территории проживало 21,5% населения Европейского сообщества.

Цель 2 охватывает полностью или частично 60 регионов (за исключением Греции, Ирландии и Португалии, полностью попадающих под цель 1), в которых сосредоточено около 16% населения сообщества.  Общая численность населения ареалов, попавших под цель 2, была в 2 раза меньше общей численности населения в регионах, попавших под цель 1.

Цель 5б распространяется на 56 ареалов и охватывает около 5% населения сообщества.

Можно назвать три группы основных инструментов проведения региональной политики ЕС: 1) Европейский фонд регионального развития; 2) широкий круг финансовых учреждений и фондов, средства которых могут использоваться в региональных целях (Европейский инвестиционный банк, Европейский социальный фонд, Европейский комитет угля и стали; Европейский сельскохозяйственный фонд управления и гарантий (отделения управления)); 3) другие средства координации (политика конкуренции, региональные налоги, планы-предложения регионального развития стран-членов ЕС, концепции совместного развития, оперативные программы и инициативы сообщества, периодические доклады, приоритеты и стимулы в региональной политике стран ЕС.

Европейское сообщество оказывает помощь населению и предпринимателям в тех или иных ареалах посредством предоставления субсидий и ссуд. Субсидии выделяют в основном три структурных фонда:

  • Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund - ERDF), созданный в 1975 г. с целью содействия сокращению социально-экономических различий между регионами сообщества;
  • Европейский социальный фонд (European Social Fund - ESF), задача которого - способствовать занятости;
  • Отделение управления при Европейском сельскохозяйственном фонде управления и гарантий (Guidance Section of the European Agricultural Guidance and Guarantee Fund - EAGGF). Назначение фонда - способствовать ускорению приспособления структуры сельского хозяйства отдельных стран и регионов к условиям общей аграрной политики ЕС, способствовать развитию сельских ареалов.

Источниками ссуд ЕС являются такие учреждения как: Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank - EIB); Новый инструментарий сообщества (New Community Instrument - NCI); Европейское объединение угля и стали (European Coal and Steel Community); Европейское объединение по атомной энергии (Euratom).

Большая часть помощи структурных фондов (около 75%) направляется в отстающие в своем развитии регионы. Для того, чтобы получить подобную помощь душевые доходы населения в таких регионах должны быть меньше 75% от среднего уровня ЕС. Именно поэтому Португалия, Греция, Ирландия, Испания, юг Италии и Восточная Германия  получаются  основную часть этих сумм (более 80%). Для страны подобной Греции помощь ЕС равна примерно 3% ее ВВП. Для Франции и Нидерландов эта доля составляет меньше 0,03%. Дополнительно к этому страны с доходами населения меньше 90% от средних по ЕС (Греция, Ирландия, Португалия и Испания) будут получать дополнительно помощь из Объединенного фонда (Cohesion Fund). Учреждение этого фонда было предусмотрено дополнительным протоколом по экономическому и социальному объединению Маастрихтского договора. Такое дополнительное финансирование поможет более бедным странам-членам сообщества подготовиться к введению единого валютного пространства.
Ряд инициатив, одобренных ЕК, имеют отраслевой характер. Они способствуют преодолению кризиса в районах моноспециализации, например, РЕШАР (угледобыча), РИЗАЙДЕР (сталелитейная промышленность), РЕНАЙВАЛ (судостроение), РЕТЕКС (текстильная промышленность), КОНВЕР (военная промышленность). Другие инициативы «географически» нацелены на районы с определенным географическим положением – это РЕГИС и ПРИЗМА. Особая инициатива ЛИДЕР ориентирована на полноценную интеграцию в Союз сельскохозяйственных районов. Имеются еще «проблемные» инициативы, направленные на решение определенных проблем в ЕС. К этому типу относится, например, инициатива РЕГЕН. Передовые технологии внедряются в более отсталые районы ЕС через инициативы СТРАЙД и ТЕЛЕМАТИК. Важную роль играет инициатива ИНТЕРРЕГ, стимулирующая межрегиональное сотрудничество. Важно отметить, что инициативы работают не изолированно друг от друга, но скоординированы между собой, даже «перетекают» одна в другую, поскольку нередко их действия разворачиваются в одних и тех же районах.

ХХI век ставит перед региональной политикой Европейского Союза крайне серьезные вызовы. На первый план выходит понимание того, что региона – это части пространственной экономической системы, формируемой силами конкуренции. Таким образом, сила, движущая регионы вперед, - это их конкурентоспособность. При этом успех борьбы зависит от таких факторов, как инфраструктура, экология, качество рабочей силы, научно-исследовательский потенциал, позиция региональных властей. Совокупность этих факторов делает регион более или менее привлекательным для внешних инвесторов, а также создает более или менее благоприятные предпосылки для мобилизации собственного потенциала. Иными словами, совокупность этих факторов и определяет конкурентоспособность региона. При этом необходимо учитывать, что межрегиональная конкуренция все дальше выходит за пределы национального государства.

Такой подход к региональному развитию для региональной политики ЕС означает мобилизацию внутреннего (эндогенного) потенциала региона. Пути достижения этой цели уже изменяются – от раздачи субсидий ЕС постепенно переходит к более тонким мероприятиям, формирующим благоприятный деловой и инвестиционный климат в регионах, то есть способствующим повышению их конкурентоспособности.





 

Читайте также:

Техническое содействие Европейского Союза России

Европейская интеграция

Экономика Великобритании

Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия

Валютная интеграция в рамках Единого Европейского Акта (1987 г.). План Делора

Вернуться в оглавление: Развитие экономики ЕС

Просмотров: 6103

 
 

23.20.120.3 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.