double arrow

Мировой рынок и международное движение товаров

С ХVI до середины  XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда создавала условия для более масштабного производства товаров. Рынки постепенно расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов. Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине ХIХ века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукции которой уже требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось на рубеже  ХIХ- ХХ веков, когда товарное производство  в ведущих странах достигло высокого уровня развития.

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и доугих факторов производства.

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:
- он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта продукции за национальные рамки;
- он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;
- он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;
- он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.
Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.

Внутренний рынок – форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны.
Национальный рынок – внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.
Международный рынок – часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.
Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства.

Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.

Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

С точки зрения международной мобильности все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.
Торгуемые товары – товары, которые могут передвигаться между различными странами. Цены на них определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них и внутри страны, и за рубежом.
Неторгуемые товары – товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены и не перемещаются между странами. Цены на них определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке.
Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров – экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.
Экспорт – продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.
Импорт – покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.
Торговое сальдо – разность стоимостных объемов импорта и экспорта.
Торговый оборот – сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Мировой рынок представляет собой сферу международного баланса спроса и предложения на товары, экспортируемые и импортируемые странами. Размеры экспорта определяются размерами избыточного предложения товара, размеры импорта – размерами избыточного спроса на товары. Факт наличия избыточного спроса и избыточного предложения устанавливается в процессе происходящего на международном рынке сравнения внутренних равновесных цен на одинаковые товары в различных странах. Цена, по которой осуществляется международная торговля, находится между минимальной и максимальной внутренними ценами равновесия, существующими в разных странах до начала торговли. С одной стороны, изменение мировой цены ведет к изменению количества экспортируемых и импортируемых товаров на мировом рынке, а с другой - изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменению мировой цены.

Читайте также:

Группы стран в международной экономике

Орудия труда человека в экономике

Торговая политика

Кредитор

Управление

Вернуться в оглавление: Экономика


Сейчас читают про: