Олигополия как форма несовершенного рынка

Олигополия – это власть нескольких продавцов на рынке. Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится небольшим количеством  крупных фирм,   каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок в целом.

Власть над ценой субъектов несовершенного рынка в теории обычно рассматривают на примере олигополий, поскольку фирм в них немного.  Для этого используется индекс Герфиндаля, который обозначается символом Н.  Формула подсчета индекса:      

 H = S + S + S,

где S - это доля фирмы в объеме продаж отрасли в  процентах,  возведенная в квадрат.

Например, в чистой монополии, где S = 100%, Н = 10 000, в дуополии - 5000.

Cтепень власти в олигополии зависит не столько от количества фирм, сколько от уровня доминирования некоторых из них (например, если одна фирма захватила 70% рынка, а многочисленные другие - доли процента, значит, степень власти над ценой высокая).

Особенности конкуренции в олигополии  заключаются в том, что она носит неценовой характер. Снижение цены как форма конкуренции невыгодно, потому что быстро подхватывается другими и снижает общий уровень цен, поэтому больше используется реклама, борьба за качество, сервисное обслуживание клиентов.

Более того, чтобы удержать высокие цены, их согласуют методом лидерства в ценах, когда каждая фирма, устанавливая цену, ориентируется на фирму-лидера, крупную компанию.  В свою очередь ценовой лидер учитывает интересы более мелких фирм, чтобы они имели возможности не снижать цены. Такое согласование обеспечивает стабильность прибыли.

Экономисты различают три типа олигополистического поведения:  тайную олигополию (сговоры); доминированную (захват рынка фирмой) и монополистическую конкуренцию.

Читайте также:

Социальная политика государства

Международная валютно-кредитная система и проблемы интеграции России в мировую экономику

Предмет экономической теории. Структура современной экономической теории и ее функции

Сущность и формы собственности

Проблемы антиинфляционной политики

Вернуться в оглавление: Экономическая теория


double arrow
Сейчас читают про: