Олигополия – это власть нескольких продавцов на рынке. Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится небольшим количеством крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок в целом. Власть над ценой субъектов несовершенного рынка в теории обычно рассматривают на примере олигополий, поскольку фирм в них немного. Для этого используется индекс Герфиндаля, который обозначается символом Н. Формула подсчета индекса: H = S + S + S, где S - это доля фирмы в объеме продаж отрасли в процентах, возведенная в квадрат. Например, в чистой монополии, где S = 100%, Н = 10 000, в дуополии - 5000. Cтепень власти в олигополии зависит не столько от количества фирм, сколько от уровня доминирования некоторых из них (например, если одна фирма захватила 70% рынка, а многочисленные другие - доли процента, значит, степень власти над ценой высокая). Особенности конкуренции в олигополии заключаются в том, что она носит неценовой характер. Снижение цены как форма конкуренции невыгодно, потому что быстро подхватывается другими и снижает общий уровень цен, поэтому больше используется реклама, борьба за качество, сервисное обслуживание клиентов. Более того, чтобы удержать высокие цены, их согласуют методом лидерства в ценах, когда каждая фирма, устанавливая цену, ориентируется на фирму-лидера, крупную компанию. В свою очередь ценовой лидер учитывает интересы более мелких фирм, чтобы они имели возможности не снижать цены. Такое согласование обеспечивает стабильность прибыли. Экономисты различают три типа олигополистического поведения: тайную олигополию (сговоры); доминированную (захват рынка фирмой) и монополистическую конкуренцию. |