Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Понятие языка и речи

Кто не согрешает в слове, тот человек

совершенный, могущий обуздать и всё тело

(Новый Завет. Послание от Иакова, 3: 2).

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека;

но то, что выходит из уст, оскверняет человека»

(Матф. 15: 11).

Одним из непосредственных проявлений жизни культуры является язык. Язык представляет собой средство выражения культуры, своеобразный «культурный код», понятие, которое стало употребляться в культурологии благодаря широкому применению в этой науке методов лингвистики. В основе понятия «культурный код» лежит представление об организующей модели языка, то есть о наборе правил, способных послужить предпосылкой к появлению феноменов культуры. Культурный код не описывает культурные явления, но является частью культурного процесса, его смысловой матрицей.

Следует отметить то, что способы передачи знания и их хранения в культуре послужили критерием для выделения классификации типов культур, предложенной канадским социологом и культурологом Г. Маклюэном:

1. Дописьменный тип культуры, в основе которого лежит устная традиция. Этому типу культурного развития соответствует мифологическое мировоззрение. В основе мифологического кода лежит представление о соизмеримости процессов живой и неживой материи, природы и культуры. Природа и её объекты при таком мировоззрении одушевлялись, а культура рассматривалась, во-первых, как часть природы, во-вторых, как порождение деятельности человека, взаимодействующей с природой или противостоящей ей.

2. Письменный тип. Эта культура зарождается с появлением первых систем письма, используемых для точной передачи религиозной традиции, а также для ведения хозяйства.

3. Экранный тип, обращённый, в первую очередь, к наглядно-образному мышлению. В рамках этого типа культуры усиливает своё значение визуальный способ хранения информации.

Теперь рассмотрим само понятие язык. Существует достаточно много определений языка, которые человек выбирает в зависимости от контекста своего исследования. Например, этнолог может заметить, что язык – это одно из средств самоидентификации этноса в социокультурном пространстве. В обыденном значении язык – это средство общения. Так или иначе, но все определения выражают различные стороны и функции языка. В Советском энциклопедическом словаре (под ред. А. М. Прохорова, М., 1985) указано, что язык есть важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением, является средством хранения и передачи информации, а также одним из средств координации человеческого поведения. Также есть другое определение языка. Язык – это знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе жизнедеятельности человека.

По своей физиологической основе язык представляет собой вторую сигнальную систему, обоснованную знаменитым учёным-физиологом И. В. Павловым, который является основоположником объективного экспериментального изучения высшей нервной деятельности у человека и животных. Понятие второй сигнальной системы ввёл Иван Петрович Павлов (1849-1936) в 1932 году. Вторая сигнальная система – это система условнорефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевого сигнала, то есть под влиянием словесных обозначений. Вторая сигнальная система является основой обобщённо-абстрактного мышления и обеспечивает человеку широкие возможности ориентации в мире.

Можно утверждать, что язык выражает форму мышления человека. Однако нельзя отождествлять мышление и язык, поскольку в языковой системе существуют собственные законы и правила, отличающиеся от законов мышления.

Выделяют естественный язык и искусственный язык. Первый используется в повседневной жизни; искусственный язык связан с отдельными областями науки и жизни человека и создан для узких потребностей людей. Например, существует язык математической символики, язык физических теорий, различные системы сигнализации.

Язык находит своё выражение в речи. Речь – это процесс пользования языком. Важным отличием языка от речи является то, что в языке составным элементом является система правил и законов, в то время как в речи от них возможны отклонения. Например, в речи мы можем употребить слово «нету», в то время как в письменной форме допустимо только «нет». Между тем речь, так или иначе, фиксируется в письме, что в некоторой мере влияет на сам язык. Поэтому в ходе исторического развития языка в нём возможны изменения. Характер воздействия речи на язык зависит от интерпретации образов и явлений предметного мира, отражаемых в сознании личности; от конкретных объектов, воссоздаваемых и моделируемых в сознании; от характера используемой терминологии и культуры речи языка. В любом случае, благодаря речевому общению, отражение мира в сознании человека постоянно пополняется и обогащается. Изменения же понимания структуры и качества речи способно привести к модификациям в языковой системе.

Процесс изменения языка называется диахрония. Характер изменений языка зависит от степени общественного развития, от специфики образования новых социальных институтов и усложнения социальной среды. Особенно заметны изменения в произношении, например, английское слово ancient ранее произносилось как encent, в то время как в современном английском языке оно произносится как [einhent]. Русские слова булочная и подсвечник ранее произносились как булошная и подсвешник. В данном случае заметен консерватизм языка, который с трудом отступает от своих правил, что особенно заметно при написании слов. В произношении же, которое более связано с речью, нежели язык, отклонение от правил более вероятно. Наука, изучающая лексическое состояние языка, называется лексикология. Соответственно, в лексикологии выделяют диахронический подход, изучающий слово в его историческом развитии, и синхронический подход, рассматривающий слово таким, каким оно есть на данном периоде развития. Изменения же в языке происходят благодаря восприимчивости человеческой психики к возникающим противоречиям между языком и речью. Выделяют речь сенсорную – пассивное восприятие и понимание чужой речи, а также моторную, или активную – как высказывание своих мыслей и желаний. При активной речи человек, понимая чужую речь, сам способен активно излагать свои мысли. Физиологически это объясняется единством в работе речедвигательного и слухового анализатора. Среди видов речи необходимо выделить устную, письменную и внутреннюю, характеризуемую скрытой артикуляцией речевых звуков. Изучением речи занимаются такие науки, как языкознание, психология, психолингвистика.





 

Читайте также:

Первобытные верования (культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, культ предков). Шаманизм

Суфизм

Предмет и объект изучения культурологии, её основные подходы и методы исследования

Православие в России

Формы взаимодействия культур. Конфликты и их причины

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Просмотров: 2574

 
 

54.224.49.217 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.