Основные течения в Исламе

В исламе выделяются такие направления:

Шииты (ар. шиагруппировка, партия) считают, что должность халифа должна передаваться только тем людям, которые имеют родственные связи с Мухаммадом и его кровными родственниками.

Сунниты (люди Сунны и согласия) в своих суждениях опираются на Коран и Сунну. Если шииты ставят акценты на жизни и родственных связях Мухаммада, то сунниты акцентируют внимание на священных текстах. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммада, через которого Бог дал человечеству знание о Себе.

Шииты и сунниты составляют большинство мусульман и представляют собой две крупные, часто борющиеся друг с другом группировки. Разница между ними существенная. Так, сунниты во всём ориентируются на тексты Корана, Сунн и хадисов. Правовая система в тех странах, где юридически закреплён ислам суннитского толка, должна полностью соответствовать нормам Корана. В некоторой степени, при достаточно грубом сравнении, сунниты имеют общие черты с протестантами, которые пытаются во всём следовать Библии, часто стремятся понять её дословно, без учёта перевода Библии с иврита или древнегреческого, и не признают духовной власти Церкви. Шииты же, хотя и признают незыблемость Корана, считают, что истина передаётся от человека, имеющего родственные связи с Мухаммадом, а поэтому необходимо не просто следовать текстам Корана, но и учитывать мнение лица, обладающего духовным авторитетом. Это даёт шиитам некоторые преимущества. Так, в Иране на практике очень редко встречается многожёнство. Как правило, у мужчины в жизни есть лишь одна женщина – его жена. Что же касается 4-ой суры, 3-го аята, то это место объясняется тем, что во время войны многие мужчины погибают, а оставшиеся в живых могут брать до 4-х жён. Однако в повседневной культуре, в мирное время многожёнство недопустимо и унизительно для человеческого достоинства. Также шииты допускают возможность отмены смертной казни, если родственники жертвы преступника прощают его и не требуют кисаса. Вместе с тем правовые поступки шиитов во многом зависят от мнения одного человека – халифа, на которого ложится огромная духовная ответственность за людей, столь внимательных к его речам. В принципе любое духовное лицо в исламском мире пользуется большим авторитетом, и в случае сомнительных, двусмысленных речей такого лица это может повлечь за собой тяжкие последствия. Достаточно вспомнить нашумевший скандал, связанный с выступлением австралийского шейха Таджа Дина Хилали, который сказал о женщинах, головы коих не покрыты платками, таким образом, что многие мусульмане восприняли эту речь как призыв к их осквернению. Конечно, после жёсткой критики со стороны австралийского правительства, Хилали отметил, что он не имел в виду ничего преступного, а «хотел защитить честь женщин», только пресса акцентировала внимание лишь на фрагменте его речи. Это вполне возможно, однако общественность поняла его однозначно. Глава федеральной австралийской комиссии по половой дискриминации Пру Говард заявила, что слова проповедника можно расценить как подстрекательство к совершению преступлений. «Молодые мужчины-мусульмане, которые будут насиловать женщин, смогут цитировать это в суде, смогут приводить в суде слова этого человека, своего наставника», – сказала она и отметила, что шейх Хилали должен быть депортирован за подстрекательство к изнасилованиям. В принципе, согласно ряду коранических текстов, например 33-й суре 50 аяту, девушки и женщины немусульманского вероисповедания, действительно, не защищены от осквернения. Хотя понятие невольница, столь часто употребляемое в Коране, можно трактовать как девушка или женщина, за которую её хозяин несёт духовную ответственность. Это косвенно следует из 24 суры 33 аята. Так или иначе, но всякий человек должен понимать меру ответственности за неверное истолкование того или иного религиозного текста.

Классической страной шиитского толка является Иран. Сунниты не могут присутствовать даже в составе парламента этой страны, хотя данная привилегия есть у зороастрийце, иудеев и христиан.

Помимо шиитов и суннитов, в исламе существуют и иные направления. Хариджиты (вышедшие) считают общину единоверцев воплощением справедливости и настаивают на том, что халиф должен избираться волей народа. Также они обращают особое внимание на моральные нормы, в частности, на социальную справедливость. Хариджиты первоначально были шиитами, однако во второй половине VII века отделились от них, или вышли из них.

Мурджииты утверждают, что нет смысла бороться за власть, ибо только Аллах знает, кто её достоин. Они полагают, что в аду муки грешников не вечны – грехи искупаемы страданиями в аду и заступничеством Мухаммада и его сподвижников.

Читайте также:

Зороастрийские храмы

Общие особенности восточных культур

Империя и православие в России

Социальная структура древнеиндийского общества

Итальянское Возрождение

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ


double arrow
Сейчас читают про: