Антропологические взгляды шумеров

Важным памятником культуры в Вавилоне стал «Эпос о Гильгамеше». Ученые установили, что, действительно, был такой человек, царь, по имени Гильгамеш, живший и правивший в Уруке в первой половине третьего тысячелетия. Имена его предшественников и современников зафиксированы на отдельных предметах (на кирпичах, вазах). В шумерском «списке царей» и так называемой «Истории Туммула» даётся противоречивая информация о Гильгамеше. Согласно «списку царей», Гильгамеш был пятым по счёту царём от основания первой династии Урука (после потопа) и правил 126 лет, тогда как его сын царствовал всего лишь 30 лет, а последующие цари были совсем обычными людьми. В этом эпосе поставлен вопрос о человеческом бессмертии и путях его достижения. Одним из выводов эпоса является то, что человек достигает бессмертия делами для пользы родины и человечества, но абсолютно обессмертить себя в этом мире ему не дано.

Сам же человек, согласно шумерским легендам, был создан после бунта младших богов Игигов, уставших от изнурительного труда. Тогда для тяжёлых работ и служения богам боги Эа и Мами создали людей. По общему согласию был принесён в жертву один из старших богов Аннуаков, который тяжко провинился перед остальными богами. Его кровь, смешавшись с глиной, стала материалом для создания человека. Шумерские мифы так описывают историю создания человека:

После жалоб Богов на их трудную долю и требования сотворить им «служителя для Богов», бог мудрости и морских глубин Энки встал во главе «превосходных и царственных мастеров» и обратился к Богине – Матери (первородному океану):

О, мать моя, существо, имя коего ты назвала, уже есть –

Запечатлей в нем образ богов…

Замеси сердце глины, что над бездной –

Превосходные и царственные мастера сделают глину густой.

Ты же дай рожденье конечностям…

Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины;

Семь из них она положила справа, семь отложила слева,

Между ними положила форму… Волосы… Нож для отрезания пуповины…

Мудрая и ученая Богиня приняла дважды семь родов,

Семь родилось мужского рода, семь — женского рода.

Богиня рождения вызвала порыв дыхания жизни.

Они создавались парами, они создавались парами в ее присутствии.

Эти создания были людьми, созданными Богиней-Матерью.

В шумерских текстах эти новые существа – люди – называются лу-лу, что в буквальном переводе означает смешанные.

Читайте также:

Понятие цивилизации. Черты цивилизации

Традиции и новации в культуре

Массовая и элитарная культуры

Суфизм

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ


double arrow
Сейчас читают про: