Искусство в Новое время

Ведущим художественным стилем в XVII в. стал барокко. Барокко – это художественный стиль конца XVI – середины XVIII веков, характеризуемый динамикой, эмоциональной экспрессией. Этот стиль возник в Италии. Сам стиль в Новое время называли «новым искусством», или «современным стилем» (moderno, art nuovo). В переводе с итальянского языка barocco означает странный, вычурный, причудливый, а в переводе с португальского буквально означает жемчужина неправильной формы. Название «барокко» дали в XVIII в. противники этого стиля, теоретики классицизма.

Барокко проявляется в различных сферах жизни человека, начиная от женской одежды и заканчивая архитектурой. В женской одежде наступление стиля барокко проявилось в том, что строгие испанские платья были вытеснены французскими платьями с вырезами и кружевами. В архитектуре представители барокко стремились выразить движение архитектурных форм и вместе с тем уравновесить их. В барокко легкие небесные архитектурные формы стремятся быть в гармонии с теми массивными архитектурными построениями, на которых они держатся. Барокко проявлялся не только во внешнем облике зданий, но и в их внутреннем убранстве. Особенно явно это стилевое направление проявилось во Франции в отделке интерьеров. В Англии барокко не имел яркого выражения и даже носил явные черты классицизма. Английское барокко часто называют обароченным классицизмом.

К 30-м годам этого же века во Франции сложилось другое направление в искусстве – классицизм (от лат. classicusобразцовый). Классицизм – это художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX веков, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к эстетическому эталону. Классицизм стремился выразить строгость, логичность, ясность форм. Это направление основывалось на идеях рационального устроения мира, понимаемого в качестве разумно устроенного механизма. Классицизм фактически символизировал подчинённость личных интересов общим, а также усиление центральной власти, объединение нации под её началом. В России ярким образцом архитектуры классицизма является Зимний дворец Бартоломео Растрелли, Большой дворец в Петергофе.

В музыке классицизм проявился в творчестве К.В. Глюка (1714–1787 гг.), Ф.Й. Гайдна (1732–1809 гг.), В.А. Моцарта (1756–1791 гг.), Людвиг Ван Бетховена (1770–1827 гг.). Последний композитор учился у Сальери. Теперь бессмертную музыку Л.В. Бетховена можно услышать не только в филармониях, но и на торжественных церемониях Европейского союза, поскольку его Девятая симфония с 1972 года является официальным гимном ЕС.

В Новое время сложился стиль рококо (от фр. слова rocailleраковина, декоративная форма в виде раковины). Некоторые искусствоведы считают рококо разновидностью барокко, отказавшейся от монументальности. Зарождение рококо многие искусствоведы связывают с кризисом абсолютизма и стремлением человека уйти от жизни, спрятаться от действительности в мир фантазий и мифов. Рококо тяготеет к миниатюрности, к поверхностным чувствам, на основе которых складываются такие жанры рококо, как пастораль, стихотворные новеллы-сказки, галантные романы. Ориентирован этот стиль на создание изящного, бытового комфорта. В рококо можно увидеть и элементы восточных культур.

В этот период в литературе сложился сентиментализм. В 1768 г. вышла книга Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», в которой ведётся полемика с просветительской однозначностью в оценке поступков и мыслей человека.

Читайте также:

Первобытные верования (культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, культ предков). Шаманизм

Основные течения в Исламе

Предмет и объект изучения культурологии, её основные подходы и методы исследования

Народы в XXI веке и древние культы

Общие особенности культуры ислама

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ


double arrow
Сейчас читают про: