Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - ВТО

Ведущую роль в регулировании международной торговли играет генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

Объективная необходимость в международном регулировании торговли с помощь единых норм и правил начала ощущаться уже в 30 - х гг, когда односторонние протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности мировой торговли. После второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию торговой стратегии.

Решение о создании ГАТТ было принято в 1947 г в Женеве. ГАТТ – многостороннее международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основываются торговые отношения между странами-участниками. Соглашение о ГАТТ вступило в силу 1 января 1948 г для двадцати трех подписавших его стран. Это соглашение как бы дополнило работу другой организации в области валютно-финансового обеспечения международной торговли – Международного валютного фонда (МВФ).

Статьи ГАТТ базируются на ряде принципов.

1. Принцип взаимности уступок, воплощенный в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) – первый и главный принцип, в соответствии с которым страны, заключившие между собой договор, автоматически представляют друг другу льготы и привилегии. Привилегии и льготы касаются уровня таможенной защиты, прежде всего.

2. Принцип не дискриминации: любая страна, участвующая в ГАТТ, не может быть поставлена в худшие условия.

3. Неприемлемость односторонних действий: решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций.

В 1989 г. число полноправных членов ГАТТ составило 97, еще 28 стран являются участниками ГАТТ де-факто, 20 – в качестве наблюдателей. Россия в ГАТТ (ВТО на сегодняшний день) имеет статус «наблюдателя».

Секретариат ГАТТ, предназначенный для реализации в практике международной торговли основных принципов ГАТТ, размещен в Женеве. Страны-участники ГАТТ периодически проводят конференции-сессии или раунды (табл. 5)

Таблица 5

Перечень торговых переговоров (раундов) в рамках ГАТТ (1947 – 1994 гг)

Место открытия и проведения переговоров (раундов) Годы Основное содержание раунда
Женева (Швейцария) Снижение таможенных тарифов
Женева (Швейцария) Снижение таможенных тарифов
Женева (Швейцария) 1960-1961 Снижение таможенных тарифов
Женева (Швейцария) 1964-1967 Снижение таможенных тарифов, разработка антидемпенгового кодекса
Токио (Япония) (Токио – раунд) 1973-1979 Снижение таможенных тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров
Пунта-дель-Эсте (Уругвай)   1986-1994 Снижение таможенных барьеров, соглашение о создании Всемирной торговой организации. Разработка генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Совершенствование механизма ГАТТ.

Таким образом, основное значение в деятельности ГАТТ имеет задача в ликвидации или сохранения таможенных пошлин. К указанному перечню раундов можно добавить еще один – последний на сегодняшний день, проходивший в конце 1999 г в Сиэтле (США) уже в рамках ВТО. Знаменательно сопровождение этого мероприятия массовыми акциями протеста со стороны профсоюзных и экологических организаций.

В 1945 - 1947 гг средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40 - 60 %, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70 - 90 %. Постоянная активная работа по снижению таможенных барьеров позволила сократить их величину до 3 - 5 % в настоящее время.

Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения. Например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной (фактуры) на товар (ранее США применяли внутренние цены, что приводило к завышению величины пошлины).

Субсидии и антидемпенговые пошлины представляют собой один из наиболее сложных пунктов переговоров. Было предложено ввести запрет на использование прямых экспортных субсидий. Значительные исключения были сделаны для стран ЕС, использующих прямое дотирование сельскохозяйственного экспорта.

Введение компенсационных пошлин допускается только в том случае, если импорт субсидируемых товаров приводит к значительным материальным потерям в национальной экономике. Ранее США вводили компенсационные пошлины по отношению к любому импортному товару, субсидируемому за рубежом.

Величина компенсационных сборов не должна превышать сумму выявленных субсидий. Развивающиеся страны имеют право применять экспортное субсидирование, хотя и в ограниченных масштабах.

Читайте также:

Национальные и мировая валютные системы

Инвестиционный климат и инвестиционные риски

Россия в международном движении капитала

Международные организации в валютно-финансовой сфере

Вернуться в оглавление: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА


double arrow
Сейчас читают про: