Международный кредит и кризис мировой задолженности

Мировой рынок кредитных капиталов имеет особую институциональную структуру. Его костяк составляют крупнейшие финансовые компании, банки, фондовые биржи и другие кредитно-финансовые учреждения. Они выполняют роль посредников между конечными заемщиками и кредиторами. Они аккумулируют денежные средства, поступающие от официальных институтов, частных фирм, банков, страховых компаний, пенсионных фондов и т.д.

Заемщиками на мировом рынке капиталов являются ТНК, государственные органы, международные и региональные организации.

Мировой рынок кредитных капиталов имеет определенную географическую локализацию, то есть он включает ряд финансовых центров, которые аккумулируют и распределяют по всему миру огромные массы ссудных капиталов. В финансовом центре сосредоточены многочисленные кредитно-финансовые учреждения.

Предпосылки, необходимые для стабильного функционирования международного финансового центра: высокий уровень экономического развития данной страны; активное ее участие в мировой торговле; наличие дееспособного национального рынка капиталов и развитой банковской системы; выгодное географическое положение;относительная политическая стабильность.

Ведущим финансовым центром по праву считается Нью-Йорк, опирающийся на мощную экономику и емкий рынок капиталов. Главным европейским финансовым центром является Лондон. В области традиционных долгосрочных займов в Западной Европе выделяют Цюрих и Франкфурт-на-Майне. Люксембург специализируется на краткосрочных и среднесрочных кредитных операциях. Повышается значение Токио как международного финансового центра.

Выросли новые финансовые центры в Сингапуре, Гонконге, Панаме, на Багамских островах и т.д. Они получили название центры-оффшор. Центры оффшор – это небольшие государства и территории, расположенные в основном на морских побережьях и в местах развитого международного туризма и проводящие политику привлечения иностранных кредитных капиталов посредством предоставления налоговых и других льгот только для финансово-кредитных операций только с иностранными резидентами в иностранной валюте.

Центры оффшор принципиально отличаются от свободных экономических зон, где льготы (налоговые и прочие) имеют все предприятия, действующие внутри зоны. Центры оффшор предоставляют льготы только предприятиям, ведущим деятельность вне их территории. Отрицательной стороной создания центров оффшор является то, что эти центры могут служить местом отмывания «грязных денег» и проведения разного рода финансовых афер.

Международное кредитование находится в состоянии острого кризиса. Например, широкомасштабный поток кредитов странам Третьего мира в 1974 - 1981 гг внезапно завершился в конце 1982 г кризисом доверия. Кредиторы, приостановившие новое кредитование, в массовом порядке и вне всякой очереди требовали возврата долгов. Правительства 38 стран не смогли выдержать согласованные после 1975 г выплаты по долгам, большинство из них нарушило эти графики в 1983 и 1984 гг Крупнейшие банки мира оказались перед лицом больших потерь по международным кредитам.

Попытаемся разобраться, является ли этот «мировой кризис задолженности» лишь случайным явлением недавней истории или он был вызван фундаментальными дефектами механизма международного кредита.

Рост кредитования в середине 70 - х гг был связан с взлетом частных банковских резервов. Резервы банков увеличивались за счет роста сбережений в нефтеэкспортирующих странах. Дополнительные резервы направлялись в страны Третьего мира в форме кредитов под проценты, поскольку перспективы инвестирования в развитых странах были очень неопределенны, а страны Третьего мира резко выступали против притока прямых инвестиций. В 1982 г приток средств приостановился, а должники не смогли своевременно осуществлять выплату по долгам отчасти из-за развернувшейся депрессии.

Кризисы задолженности являются хроническим явлением международного кредита, особенно если в роли должников выступают правительства. Нечто подобное указанному выше уже происходило – причем неоднократно. Со времени получения независимости в начале Х1Х века Аргентина заявляла о своей неспособности платить по долгам по крайней мере 6 раз, Гватемала – 10 - 12 раз.

Международный кредит часто выходит из равновесия, так как его развитие осложняется несовершенными правами собственности. Должники часто имеют суверенитет и их трудно заставить заплатить по долгам. Особенно, если получателями займа являются сами правительства. Например, Бразилия приостановит выплаты по долгам США. Посылать ли в этом случае боевые корабли к ее берегам? Или нанять наемных головорезов для наказания бразильского министра финансов?

Конечно, всякий опытный национальный лидер знает, как обосновать такой случай неуплаты долгов хорошими моральными аргументами. Прекращение платежей может быть представлено как отсутствие возможности платить из-за неполадок в экономике в последнее время – спада производства, стихийных бедствий, войн и т.д. Как правило, правительства, намеренные отложить или отказаться от платежей, - это уже не те правительства, которые договаривались о займах.

Международные кредиторы, как правило, устанавливают более высокий процент в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам: пока нет кризиса, кредиторы получают эту премию.

Правильное решение основной проблемы права собственности при кредитовании суверенных кредиторов – это предоставление ими залога, как и в случае предоставления кредитов рядовым частным заемщикам. Принцип залога эффективно работает во внутреннем кредитовании, потому что (национальное) законодательство позволяет кредитору получить в собственность активы должника, нарушающего график выплат, но только в размерах, соответствующих стоимости, недоплаченной кредитору. Когда у кредиторов есть такая «гарантия», кредитование осуществляется по более низкой процентной ставке.

Часто страны-должники располагают активами в стране-кредиторе, что заставляет их опасаться ответных действий. Если страна-должник широко вовлечена в торговлю со страной-кредитором или ее союзниками, экспорт должника и его доступ к источникам возобновляемого торгового кредита могут зависеть от доброй воли страны-кредитора. Если страна-должник имеет крупные вложения в банки и предприятия на территории страны-кредитора, ей следует опасаться захвата этих активов в порядке ответных действий (как в случае замораживания иранских активов в США во время захвата заложников в Тегеране в 1979 - 1981 гг).

В действительности залоговый механизм международного кредита далеко не идеален: активы под обеспечение находятся в стране-кредиторе, а не в руках самих кредиторов, и стоимость этих активов не обязательно пропорциональна размерам задерживаемых выплат страной-должником.

Читайте также:

Экономическая эффективность иностранных инвестиций

Россия в международном движении капитала

Сущность и формы движения капитала

Национальные и мировая валютные системы

Вернуться в оглавление: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА


double arrow
Сейчас читают про: