Психология личности введение

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология  не  оформилась как отдельная дисциплина,  трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направления были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов голотропного погружения и ребефинга. (С. Грофф).

Важный вклад в трансперсональную психологию личности внес Абрахам Маслоу, который провел исследование опыта людей,  у которых были спонтанные мистические или, как он их называл, "пиковые переживания". В традиционной психиатрии к  любому мистическому опыту обычно относятся как к серьезной психопатологии. В своем исследовании Маслоу показал,  что спонтанные "пиковые  переживания" часто оказывались благотворными для испытавших их людей, впоследствии они выказывали отчетливую тенденцию к "самореализации" или "самоактуализации". Он предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже или вне ее, и тем самым заложил основы для психологии, исходящей из этой предпосылки. Другим важным аспектом работы Маслоу был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории  инстинктов. Он считал, что высшие потребности представляют важный аспект человеческой личности, что их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов. По его мнению, высшие потребности играют важную роль в психическом здоровье и развитии болезней. Высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека; признание этого факта абсолютно необходимо для любой теории человеческой личности. Высшие потребности в понимании смысла жизни, в самореализации и самоактуализации, в духовности свойственны природе человека,  и лишь неблагоприятные факторы социальной и индивидуальной жизни на какой-то срок заглушают и отодвигают  на задний план эти высшие потребности человеческой души.

Таким образом, отличительной чертой трансперсональной психологии личности является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выделяют следующие главные уровни:
1) физический уровень неживой материи, энергии;
2) биологический уровень живой,  чувствующей материи/энергии;
3) психологический уровень ума, Эго, логики;
4) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений;
5) причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией;
6) абсолютное сознание. Каждый из нижележащих уровней имеет более ограниченный и контролируемый  круг сознания,
чем вышерасположенный.

Элементы низших миров не в состоянии воспринимать высшие миры и не знают о их существовании, хотя те их пронизывают. Вселенная представляет собой интегральную единую сеть этих взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика, видения на расстоянии, предвидение будущего, проникновение в далекое прошлое проявляются у некоторых людей, и вопрос уже не в том, возможны ли такие явления, а в  том,  как  описать барьер, не позволяющий им происходить в любое время?).

Читайте также:

Индивидуальные особенности личности

Восприятие людьми друг друга | Познание друг друга

Психосоциотипы

Трансперсональный поход С. Гоффа

Реализация управленческих функций

Вернуться в оглавление: Психология


double arrow
Сейчас читают про: