Раздел 3. Философия познания

Теория познания является неотъемлемой частью любой философии. Проблемами теории познания занимается философская наука, которую в наши дни некоторые авторы называют эпистемологией.

С середины XIX в. часть философии стала пониматься как особая философская дисциплина. Тогда ее назвали гносеологией (от древнегреческого gnosis – познание) или теорией познания. В последние десятилетия чаще используется слово «эпистемология». Каких-то причин для этих изменений не существует.

Теория познания или эпистемология изучает следующие вопросы: что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, от одного знания к другому, более глубокому, что такое истина, что является ее критерием, какими путями достигается истина и преодолеваются заблуждения. Однако самый главный вопрос, который изучает теория познания, это вопрос: способны ли мы познать окружающий нас мир?

При попытке ответить на этот вопрос выделяются два направления: оптимизм и агностицизм. Оптимисты признают познаваемость мира. Направление, отрицающее возможность познания мира, называется агностицизм. Это название возникло в середине XIX в. В древности данное философское направление называлось философский (гносеологический) скептицизм. Наиболее типичными и влиятельными формами агностицизма в философии являются теории познания английского философа Д.Юма и немецкого философа И. Канта. В настоящее время агностических взглядов придерживаются многие философские концепции – неопозитивизма до феноменологии, экзистенциализма, прагматизма и др.

Прежде всего, выясним, что такое субъект познания, кто мыслит и практически преобразует природу.

Объективный идеализм признавал существование мышления вне человека и до человека. Субъектом выступает бог, мыслящий и действующий, все в мире объявляется результатом творческой деятельности бога.

С точки зрения субъективного идеализма субъектом является «сознание человека». Сознание является субъектом самого себя.

Материалистическая философия подвергла критике идеалистическое сведения субъекта к сознанию. Для материалиста исходным является утверждение, что подлинным субъектом является человек, и не только со своим сознанием, но со всем тем, что ему присуще. Здесь возникает вопрос: что мы понимаем под понятием «человек»? Л. Фейербах, например, сводил сущность человека к его биологической природе. Человек для Фейербаха – физическое, телесное существо, обитающее в пространстве и времени. В силу своей материальной природе человек обладает способностью созерцания и мышления. В своем понимании познания Фейербах рассматривает человека лишь природным, а не исторически развивающимся социальным существом. Сведения сущности человека к его биологической природе и составляет особенность антропологизма Л. Фейербаха. В трактовке субъекта антропологическим материализмом выпадает самое главное – общественная природа человека.

Главное в человеке не то, что он мыслит и познает, хотя это и существенно для него. Само мышление является производным, вторичным. Оно свойство человека, но не субъект. Оно вытекает из природы человека. Мышление нельзя понять, если сущность человека видеть в его естестве.

Человек – это обобществленное человечество, человеческое общество с определенными орудиями и средствами производства. Вне общества, нет, и не может, быть человека. Индивидуум, имеющий все антропологические признаки современного человека, полностью оторванный от человеческого общества, по существу не является человеком. Таким образом, исторически подлинным субъектом выступает человек, но не как отдельно взятый индивидуум, а как общество.

Вне общества нет человека, следовательно, нет и субъекта познания. Однако общество не может существовать без отдельных людей. Но эти отдельные люди могут быть субъектами познания лишь благодаря тому, что они вступают между собой в определенные отношения.

Таким образом, процесс познания обусловлен исторически сложившейся структурой познавательных способностей человека, уровнем развития познания, который в свою очередь обусловлен существующими общественными условиями.

Итак, под субъектом понимается активно действующий и познающий индивид или социальная группа. Человек становится субъектом лишь в той мере, в какой он включен в социальную деятельность по преобразованию и познанию внешнего мира.

Для познания необходимо наличие не только субъекта, но и объекта, с которым субъект взаимодействует. Объект – это то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Объект познания –это такая часть действительного мира, которая вступила во взаимодействие с субъектом. Объектом познания выступают отдельные стороны окружающего нас мира, выделяемые субъектом в процессе общественно-исторической практике.

Главным признаком субъекта, отличающим его от объекта, является активность. Соответственно отличительной чертой объекта становится пассивность. Объект допускает и терпит, чтобы с ним определенным образом обращались: преобразовывали, познавали, оценивали. Человек в отношении к природе всегда остается субъектом. Разумеется, он бывает в положении объекта, но только не в отношении к природе. Потеря человеком качества субъекта в отношении к природным силам означает попросту его смерть. Природа же в отношении человека является принципиальным объектом и нигде не выступает в роли субъекта.

Активность человека имеет сознательный характер в отличие от инстинктивного поведения животных. Эта осознанность действий становится второй характерной особенностью субъекта.

Как бы ни были существенные различия между субъектом и объектом, они не абсолютны, а относительны. Человек может выступать в одном случае субъектом, а в другом – в роли объекта.

Объект – это не просто любой предмет природы, а предмет, включенный в сферу деятельности человека. О самом субъекте познания – о человеке можно судить по тому, что выступает объектом его познания и практики. Например, электрон во времена Демокрита и Аристотеля, Галилея и Ньютона хотя и существовал как реальность, но не входил в сферу познавательной деятельности человека. В то время человек был не способен выявить его в качестве объекта своей мысли и действия. Лишь зная степень развития общества, можно сделать вывод о том, какой предмет природы станет объектом познавательной деятельности людей. Например, уровень практики сейчас таков, что в сфере деятельности человека постепенно входит практическое освоение космоса.

Человек живет в очеловеченной в той или иной мере природе. Он включает все новые и новые явления природы в орбиту своего бытия, превращая их в объекты деятельности. Так расширяется и углубляется человеческий мир.

Читайте также:

Происхождение

Проблема человека в истории философии

Часть I. БЫТИЕ, СОЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ

Библиографический список

Вернуться в оглавление: Социально-философская проблематика


double arrow
Сейчас читают про: