Динамические процессы в группе

Феномен групповой динамики определяется неоднозначно. М. Робер и Ф. Тельман определяли групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними или приводит их к взаимному удовлетворению.

Этот процесс объясняет принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе; образование стихийных или неформальных групп. Развитие групповой динамики как направления в теории малых групп и социальной технологии связано с именем К. Левина. Каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов.

По определению К. Левина, «групповая динамика» —это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии.

Если рассматривать группу как целое, то закономерности групповой динамики можно объяснить действием двух законов:
1) целое доминирует над его частями. Группа — это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов;
извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена; каждый член признает, что он зависит от всех других членов;
2) отдельные элементы объединяются в целое. Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы; человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит. В современном понимании групповая динамика —это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а так же внешним воздействием на группу.
Понятие групповой динамики включает пять основных элементов и несколько дополнительных. Основные элементы — цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы.

Дополнительные элементы — создание подгруппы (как развитие структуры группы); отношения личности с группой. Современные исследователи проблем групповой динамики выделяют три ее механизма: разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит» и психологический обмен. Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт.

В теории групповой динамики он выступает в качестве интегратора новых структур.
Термин «идиосинкразический кредит» введен Е. Холландером. Этим понятием обозначается поведение, отклоняющееся от групповых норм.
«Идиосинкразический кредит» — механизм групповой динамики, когда группа дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным ее членам во имя достижения поставленных целей.

Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики. Малая группа может рассматриваться в трех качествах: как среда для изменения членов группы; как объект изменений; как агент изменений (когда используются организационные усилия
группы). Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе. Характер изменений, которые происходят в малой группе, можно проследить при рассмотрения проблем развития группы. Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции. Толчок дан работой З. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго».

Возникла теория развития группы Г. Шеппарда. Она построена на осмыслении процессов, которые происходят в группах тренинга. Идея развития группы: выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Каждая группа может по-разному реализовать общую модель
развития: демонстрировать отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели. Соприкосновение с реальными группами заставило авторов обратить внимание на ту сторону функционирования группы, которая ранее не исследовалась.

Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели понятие «социализация группы», при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривается процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы: оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей для ее членов); обязательства группы по отношению к членам); преобразование ролей
членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).

На основе критериев фиксируются периоды в жизни группы и соответствующие им позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М. Чемерсом системно-процессуальной модели развития группы. Введено понятие стадий (периодов) развития группы, которые
различаются по набору критериев. Каждая стадия связана со сменой состава группы. Факторами смены ролей членов группы являются мера приня-
тия группой каждого члена и принятие членом группы ее реальности.

В качестве второго блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению ориентаций личности: коллективизм — индивидуализм. Они рассматриваются как полярные понятия. Индивидуализм порождает специфические нормы поведения
индивида в группе: ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность.

Коллективизм как норматив традиционных обществ определяет взаимоотношения индивида с малой группой: позитивное отношение к целям группы, уравнительное распределение «благ» в ней, большую открытость и в общении, готовности поставить цели группы выше собственных.
Ориентации связаны с процессом развития группы: переход от одной фазы к другой в значительной степени зависит от того, какой конкретный стиль ориентации, а значит, поведения, «победит» в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу. Так же, как и в первом блоке проанализированных исследований, здесь важна идея зависимости развития групп от типа общества, в котором они существуют.

Читайте также:

Определение и характеристика социальных групп

Общение как социально-психологическое явление

Социальная установка. Определение и классификация социальной установки

Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности

Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения

Вернуться в оглавление: социальная психология


double arrow
Сейчас читают про: