Феномен групповой динамики определяется неоднозначно. М. Робер и Ф. Тельман определяли групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними или приводит их к взаимному удовлетворению. Этот процесс объясняет принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе; образование стихийных или неформальных групп. Развитие групповой динамики как направления в теории малых групп и социальной технологии связано с именем К. Левина. Каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов. По определению К. Левина, «групповая динамика» —это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии. Если рассматривать группу как целое, то закономерности
групповой динамики можно объяснить действием двух законов: Дополнительные элементы — создание подгруппы (как развитие структуры группы); отношения личности с группой. Современные исследователи проблем групповой динамики выделяют три ее механизма: разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит» и психологический обмен. Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт. В теории групповой динамики он выступает в качестве интегратора новых структур. Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики.
Малая группа может рассматриваться в трех качествах: как
среда для изменения членов группы; как объект изменений; как
агент изменений (когда используются организационные усилия Возникла теория развития группы Г. Шеппарда.
Она построена на осмыслении процессов, которые происходят в группах тренинга.
Идея развития группы: выделяются две фазы, на каждой из
которых группа решает определенный набор проблем.
Каждая группа может по-разному реализовать общую модель Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели понятие «социализация группы», при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривается процесс группового развития.
Критерии, на основе которых можно сравнивать различные
стадии в развитии группы: оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей для ее членов); обязательства группы по отношению к членам); преобразование ролей На основе критериев фиксируются периоды в жизни группы
и соответствующие им позиции членов.
Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной
М. Чемерсом системно-процессуальной модели развития группы.
Введено понятие стадий (периодов) развития группы, которые В качестве второго блока исследований, где обозначается идея
развития группы, можно назвать исследования по сравнению
ориентаций личности: коллективизм — индивидуализм.
Они рассматриваются как полярные понятия.
Индивидуализм порождает специфические нормы поведения Коллективизм как норматив традиционных обществ определяет взаимоотношения индивида с малой группой: позитивное
отношение к целям группы, уравнительное распределение «благ»
в ней, большую открытость и в общении, готовности поставить
цели группы выше собственных. |