Психология религии. Особенности религиозного сознания

Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религия — особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.

Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях. Своеобразие религии.
Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия. Во-первых, религия — это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.
Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп — групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.
В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.
В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов. Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.

Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.
Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям — по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:
1) религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;
2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;
3) дальневосточные религии — конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, — это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев. Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д.
Религиозное сознание — иллюзорное отражение действительности. Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной.
Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации.
Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон — содержательной и функциональной. Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей,
образов, представлений, чувств и настроений. Функциональная сторона религиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику. Особенности религиозного сознания:
1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;
2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих. Религиозная вера, объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания.

Вера — это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицит точной информации о достижимости поставленной цели. Религиозная вера — это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты — отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д. Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология — это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой котоых занимаются религиозные организации. Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания.

Религиозная психология — совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиц пределенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии. Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые
с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой. Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму): 1) глубоко верующие. Наличие глубокой религиозной ем. Возможны отдельные элементы религиозного поведения. Индифферентные к религии люди. Религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления. Пассивные атеисты. Атеистические убеждения имеются, но нвсегда являются глубокими и осознанными.
Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. Активные атеисты. Наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении. Религиозные, верующие люди в своих мыслях и действиях опираются на определенные образцы для подражания. Типология религиозных личностей, сложившаяся в ходе развития религиозной практики, на которую ориентируются рядовы верующие:
1) мистик — тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист одиночка;
2) пророк — личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт.
Пророк в отличие от мистика все время с людьми;
3) священнослужитель — посредник между человеком и божеством.

Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;

4) реформатор — личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать этутрадицию в соответствии с собственным религиозным опытом;
5) монах — член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;
6) монах - отшельник — человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;
7) cвятой — личность, воплощающая в глазах религиозной общества идеал совершенства в той или иной его форме;
8) теолог — тип интеллектуала теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;
9) основоположник религии — фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей.
Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии. Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.

Читайте также:

Взаимодействие психологии с другими социальными науками

Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия

Отклонения социального поведения

Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности

Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе

Вернуться в оглавление: социальная психология


double arrow
Сейчас читают про: