1. Исследования понятия и динамики социальных установок. Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки. Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности. Это состояние обусловливается факторами потребности
субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Установка в контексте концепции Д. Узнадзе касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Этот круг вопросов рассматривался И. Н. Мясищевым в его
концепции отношений человека.
Отношение, понимаемое «как система временных связей че- В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий установили две зависимости,
без которых нельзя было описать процесс адаптации: взаимозависимость индивида и социальной организации.
Они предложили характеризовать обе стороны вышеприведенного отношения при помощи понятий «социальная ценность» Впервые было внесено понятие аттитюда — «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». После открытия феномена аттитюда начался бум в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда: определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. В качестве основного метода были использованы различные
шкалы, предложенные Л. Тернстоуном.
Функции аттитюдов: В 1942 г. М. Смитом определена структура аттитюда: Стереотип — это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т. д. Процесс формирования стереотипов называется стереотипизацией. В результате стереотипизации формируется социальная установка — предрасположенность человека воспринимать что - то
определенным образом и действовать тем или иным способом.
Особенности формирования социальных установок связаны
с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе
функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию (приобщение индивида к системе
норм и ценностей данной социальной среды).
Установка может помогать воспринимать образ другого человека более правильно, действуя по принципу увеличительного Зная социальные установки человека, можно прогнозировать
его действия.
Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта.
Поскольку установка определяет избирательные направления
поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном. Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным
и более основательно изучен в исследованиях В. Зейгарника (эффект Зейгарника).
На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации, способствует восприятию
и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения субъекта в подобной ситуации и соответствующего
прогнозирования возможностей адекватного и эффективного С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, их формирование связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием. К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно. Любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит от уровня
той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по
отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является.
Выдвинуто много различных моделей объяснения процессам В бихевиористски ориентированной социальной психологии
(исследования социальных установок К. Ховланда в качестве
объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов (обозначение «социальной установки» в западной социальной психологии)) используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом
организуется подкрепление той или иной социальной установки.
Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять
на характер социальной установки.
Если аттитюд формируется на основе предшествующего жиз- Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных
изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так
и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто в ответ на ситуацию, но в силу обстоятельств,
порожденных развитием самой личности.
Выполнить эти требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если
социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Дискриминация — негативные действия, направленные против
этих людей, установки, переведенные в действия.
Предубеждение — это отношение обычно негативное) к представителям какой-либо социальной группы, основанное лишь на
их принадлежности к этой группе.
Человек, имеющий предубеждение против какой-то социальной группы, по особому (обычно отрицательно) оценивает ее членов по принадлежности к этой группе. Предубеждение связано с определенными аспектами социального познания — способами, посредством которых мы выделяем,
храним, возвращаем из памяти и позднее используем информацию о других людях.
В своих попытках найти объяснения различным явлениям социального мира часто используем кратчайшие когнитивные пути.
Обычно это делается, когда наши способности справляться
с социальной информацией достигают своего предела; тогда мы Во многих случаях люди, негативно относящиеся к представителям различных групп, могут не выражать этих взглядов
открыто.
Законы, социальное давление, страх возмездия — это удерживает людей от открытого выражения своих предубеждений.
Многие люди, имеющие предубеждения, чувствуют, что открытая дискриминация — это плохо, и воспринимают подобные
действия как нарушение личных поведенческих стандартов.
Когда они замечают, что проявили дискриминацию, то испытывают чувство большого дискомфорта.
В последние годы вопиющие формы дискриминации — негативных действий по отношению к объектам расовых, этнических
или религиозных предубеждений — наблюдаются редко.
Новый расизм более утонченный, но такой же жестокий.
Социальный контроль — это влияние общества на установки,
представления, ценности, идеалы и поведение человека.
В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции.
Экспектации — требования окружающих по отношению к данному человеку, выступающие в форме ожиданий.
Социальные нормы — образцы, предписывающие то, что люди
должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Они предопределяют переход внешней социальной регуляции
во внутри-личностную.
Это происходит за счет интериоризации социальных норм.
В процессе интериоризации происходит перенос общественных представлений в сознание отдельного человека.
Наиболее распространенные формы социального контроля: Главный признак обычая — распространенность. Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение. Традиции — такие обычаи, которые сложились историческ
в связи с культурой данного этноса; передаются из поколения
в поколение; определяются менталитетом народа.
Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения
и играют огромную роль в интеграции общества.
Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной
группе или обществе, — мораль. Социальные нормы — это некие образцы, предписывающие
то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Виды санкций: негативные и позитивные, формальные и неформальные.
Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм.
Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение
человека, который следует данным нормам.
Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.
Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, |