Когда в 1994 году Ларри Капловиц и его жена Карин приехали в Лост Вэлли, это случилось через
несколько недель после того, как более половины членов поселения покинули его по разным личным
причинам, не связанным с жизнью общины. Четверо оставшихся членов отчаянно нуждались в помощи в
ведении дел конференц‑центра и бросили клич с целью привлечь новых людей. Ларри и Карин были в числе
десяти новичков, отозвавшихся на призыв. Быстрая смена обстановки оказалась сложной для всех.
«И вот мы здесь ‑ десятеро энтузиастов, у каждого свои надежды и идеи, проблемы, амбиции и
предрассудки – и все почти совсем без опыта, необходимого для успешной жизни в общине, ‑ вспоминает
Ларри. ‑ И культура Лост Вэлли, старательно взращивавшаяся в предыдущие годы, не смогла пережить
такого резкого наплыва новых людей. Мы начали тонуть в непонимании, обидах, разногласиях.
За год конфликт практически парализовал жизнь общины. На наших еженедельных деловых
собраниях, где решения принимались методом единогласия, почти каждая новая идея или инициатива, если
|
|
не отвергалась напрямую, то встречала сопротивление или недоверие. Отношения некоторых людей
настолько испортились, что они предпочли бы не выходить из дома, лишь бы не попадаться друг другу на
глаза. В каждом кипело негодование, но претензии редко высказывались прямо, разве что в случайных
вспышках гнева. Временами это внутреннее напряжение было таким сильным, что просто душило нас».
Наконец, несколько человек, которые были в наихудших отношениях с соседями, покинули
общину, и дела немного улучшились. Но пережитый опыт сделал людей ранимыми, нерешительными и
недоверчивыми. В течение следующего года в Лост Вэлли не было принято ни одного нового члена.
Каждый занимался собственными делами, и старался не пересекаться с другими.
«К лету 1996 года, ‑ продолжает Ларри, ‑ мы были неудовлетворенны, разочарованы, апатичны, и
каждый подумывал о том, чтобы уйти. Мы понимали, что для того, чтобы мы могли дальше существовать
как община, что‑то должно радикально измениться. Это означало, что мы все‑таки должны наконец‑то
перестать избегать больных вопросов, и прямо взглянуть им в лицо».
Однажды благодаря счастливой случайности они узнали о практике Нака‑Има. Нака‑Има (в
переводе с японского "Здесь и сейчас") ‑ это метод оздоровления межличностных отношений, созданный,
чтобы помочь людям искренне раскрыть себя другому человеку и наладить глубокий контакт. И вот,
поселенцы Лост Вэлли записались на этот курс.
«К концу первой двухдневной сессии тренинга, ‑ вспоминает Ларри.‑ препятствия, которые нам
|
|
мешали быть искренними, честными и сочувствующими по отношению к другим, казалось, растворились, и
мы обнаружили себя в комнате, полной светлых, сияющих созданий. Мы осознавали, что этот свет может
приходить и уходить, и наши проблемы, обиды и раны будут снова давать о себе знать. Но теперь они уже
не будут иметь над нами такую власть, как прежде. По мере того, как мы применяли в жизнь то, что усвоили
за следующие несколько недель и месяцев, мы становились все более честными друг с другом. Мы начали
уделять время тому, чтобы вовремя остановиться, заметить и обсудить сложные вопросы, конфликты и
обиды. Мы начали позволять друг другу выражать свои чувства».
Чтобы спасти свою общину от краха и вывести из затянувшегося тупика, члены Лост Вэлли освоили
то, что я называю эффективным групповым взаимодействием, или групповым процессом, т.е. навыки и
техники, которые помогают людям чувствовать связь друг с другом и поддерживать ее. Наравне с хорошей
материальной базой и здоровой внутренней экономикой, эффективное групповое взаимодействие является
важнейшей основой устойчивой общины. Овладение навыками общения создает благоприятную почву для
развития общины. Пренебрежение ими ‑ одна из основных предпосылок для возникновения структурного
конфликта.