Канон Нового Завета

Около середины второго века христианский автор, Иустин Мученик, отмечал, что по воскресеньям во время Богослужений зачитывались «воспоминания апостолов» и «писания пророков».[52] Очевидно, что вскоре после окончания апостольской эры Новозаветные Писания зачитывались в церквях повсеместно. Что было этому причиной? Как могло случиться, что послания апостолов стали использоваться для публичного чтения наравне с писаниями Ветхозаветных пророков?

Когда впервые возникла Церковь Христа, не было и мысли о Новом Завете. Библией Церкви того времени был Ветхий Завет, а ее новое учение основывалось на власти Христа, передаваемой лично через апостолов. Вскоре вдохновленные Богом люди стали записывать Божественные наставления, адресованные как церквям, так и отдельным лицам. Эти послания неизбежно должны были стать образом жизни христиан, поскольку они почитали их так же, как самого Христа. Таким образом в единое целое были собраны послания Павла, далее последовали четыре Евангелия, а затем и остальные послания. Поскольку эти собрания посланий составлялись в разных местах и в разное время, их состав был разным. Этим и объясняется то, почему не все книги Нового Завета были сразу же приняты без колебаний, в то время как в других случаях неуверенность в авторстве книги, как в случае Послания к Евреям, служила временным препятствием для всеобщего признания этой книги. Однако это, скорее, было исключением, нежели правилом, и постепенно каждая книга в силу собственых качеств и, по убеждению христиан, не без Божественного Провидения, обретала свое заслуженное место в общепринятом каноне Новозаветных Писаний.

Если послания апостолов стали повсеместно зачитываться на публичных собраниях не позже середины второго столетия, то список книг, составляющих Новый Завет, должен был сформироваться уже к концу того же столетия. Как пример подобных списков, относящихся к тому времени, можно взять фрагмент Муратори.[VVK11] Он получил свое название в честь Л. А. Муратори, впервые открывшего и опубликовавшего его в восемнадцатом веке. Часть этого раннего списка Новозаветных книг была утеряна. В нем первым упоминается Евангелие от Луки, но поскольку оно названо «третьим» Евангелием, это означает, что Евангелия от Матфея и Марка возглавляли список; затем следовали Евангелие от Иоанна, Деяния Апостолов, тринадцать посланий Павла и другие книги. Лишь несколько книг не вошли в этот список - Послание Евреям, Послание Иакова, 1 и 2 Петра и 1 Иоанна. Не вызывает сомнений, что изначально список был более полным, поскольку найденная его копия была значительно повреждена. Любое другое предположение не может объяснить причину отсутствия этих книг, особенно 1 Петра и 1 Иоанна. Но несмотря на отсутствие в нем этих книг, этот ранний список в общих чертах описывает содержание нашего нынешнего Нового Завета.

В третьем веке Ориген называл все книги Нового Завета, однако упоминал, что Послания Евреям, Иакова, 2 и 3 Иоанна и Иуды некоторыми оспаривались.[53] В четвертом веке Евсевий тоже перечислял все книги Нового Завета,[54] однако утверждал, что принадлежность к канону некоторых книг (Послания Иакова, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна и Иуды) некоторыми ставилась под сомнение, однако эти книги были приняты большинством. В 367 году н.э. Афанасий Александрийский издал список двадцати семи книг Нового Завета, которые в то время считались общепринятыми. Это были те же двадцать семь книг, которые составляют и наш нынешний Новый Завет. Библия постепенно пополнялась новыми книгами, которые так же постепенно начинали выполнять ту роль, которая была предписана их Божественным происхождением.[55]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: