Человек – как предмет познания

1. Предмет и задачи курса «Человек и его потребности». 2

2. Человек – объект научных исследований. 6

3. Концепция сущности человека. 13

1. Предмет и задачи курса «Человек и его потребности».

Сервис – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей посредством услуг. В конце 20 века сервис быстро внедрился практически во все сферы экономики и быта общества.

Сервис не исчерпывается простым набором действий, направленных на удовлетворение сиюминутных запросов клиентов. Это сложный процесс, теоретические основы которого изучает новая наука – «Сервисология». Исходной категорией науки о сервисе является «потребность», поскольку все действия людей и их сообществ – это реализация и удовлетворение многообразия человеческих потребностей. Историю цивилизации с е экономикой, культурой, политикой, военными конфликтами можно представить как поле битвы за удовлетворение потребностей. Отсюда понятен интерес мыслителей всех времен и народов к сущности, типологии и динамике потребностей.

Зачем следует изучать потребности и факторы их формирования?

  1. Теория потребностей прямо связана с мировоззрением, определяющим характер деятельности людей и индивидуальное поведение. Каковы ценности и потребности движут людьми, как формируются потребности и по каким законам они развиваются? Ответы на эти и другие вопросы нужны политикам, менеджерам, специалистам в сфере сервиса и т.д.
  2. Поскольку в человеке присутствуют два начала – биологическое и социальное, важно разобраться как они взаимодействуют и как влияют на потребительское поведение клиентов, при каких обстоятельствах одно превалирует над другим.
  3. Для работы в сфере сервиса важно знать природу потребностей социальных групп и индивидуумов, законы, управляющие миром потребностей, как воздействовать на желания потребителей и многое другое.
  4. Психологической основой потребностей является понимание человеком смысла и цели существования: «Ради чего человек живет (потребляет)?» Это глубокий философский вопрос, ответ на который дается по-разному (? девочки – смертницы убивают себя ради загробной жизни).

Все большая часть материальных духовных и социальных потребностей удовлетворяется не на основе потребления товаров, а услуг. Это явление называется сервизацией экономики.

Она приводит к более тесному контакту между производителями благ и их потребителями, поскольку производство услуги и ее потребление происходит одновременно. Сервизация экономики обуславливает привлечение в сферу услуг материальных и трудовых ресурсов общества. В развитых странах сфера услуг поглощает около 70% трудовых ресурсов.

Люди, занятые производством услуг с одной стороны, должны обладать многими человеческими качествами, позволяющими свою работу делать на высоком профессиональном уровне. Человек – субъект сервисной деятельности или обслуживающий людей:

  1. Должен четко определить свои мировоззренческие позиции. Ответить самому себе четко: Вы выбрали работу с людьми для служения им, обслуживания их желаний, пристрастий, капризов или Ваши цели в чем-то ином.
  2. Оценить себя, т.е. познать себя. Не разобравшись в самом себе, невозможно понять других людей.

добрый – злой

вежливый – грубый

терпеливый – нетерпимый

мягкий – агрессивный

Эти полярные качества для обозначения личности человека Специфика сферы услуг предполагает совершать постоянную работу над собой по формированию позитивных характеристик личности.

  1. Должен стать руководителем высшего класса (специалист в области сервиса). При этом ему нужно быть:
  • специалистом – технологом (знающий производственный процесс);
  • учителем – наставником (просто и понятно рассказать о рабочих операциях);
  • хорошим организатором (наилучшим образом использовать возможности персонала);
  • психологом, способным понять потребности и мотивы коллег;
  • дипломатом;
  • специалистом по конфликтологии, социологом и т.д.
  1. Обладать социальной установкой, что Человек – это высшая цель деятельности и производства, а не средство достижения своих целей. Благополучие человека превыше всех других задач работы, а смысл функционирования сферы услуг – служение интересам и запросам людей.

Таким образом, работать с людьми дано далеко не каждому.

С другой стороны, чтобы производство услуг было эффективным, а услуга обладала высоким качеством, специалисты в области сервиса должны обладать знаниями в области человековедения, психологии человека, поведения потребителей, механизма принятия решений о покупке услуги, клиентов, с которыми придется работать.

Исходя из вышесказанного, курс «Человек и его потребности» является междисциплинарным, т.е. включает проблемы человековедения, которые разрабатываются различными науками.

Мы познакомимся с биологической и социальной природой человека. Остановимся на теории личности, изучим сущность потребностей и их классификации.

Большинство базовых потребностей изучаются конкретными науками:

  • биологическими потребностями занимается биология и медицина;
  • материальными – экономика;
  • социальными – социология;
  • душевными – психология;
  • духовными – этика, культурология.

Созданием образа целостного человека с древности занимается философия, однако проблема Человек и мир рассматривается на достаточно абстрактном уровне.

Данный курс акцентирует внимание на факторах потребительского поведения человека, на содержание взаимодействия человека и его потребностей и мотивов. Первый раздел курса посвящен сущности Человека. Человек как предмет научного анализа – проблема комплексная, ее решают многие гуманитарные науки. Известны многие односторонние толкования человека. Так концепция «Человека – животного» рассмотрена в антропологии Шелера, философии Ницше; «Человека – веселого робота» – в социологии М. Маклюэна. Мы попытаемся еще раз представить Человека – как сложное природно-социальное явление.

Второй раздел курса исследует проблемы потребностей и мотивов. Мы используем деятельный подход, а саму потребность рассмотрим как фрагмент системы ценностей, интересов, целей человека в определенном обществе. Во второй половине 20 в. сформировался образ жизни, согласно этическому принципу гедонизма. Основатель – античный философ Эпикур (391 – 270 г. до н.э.). Цель жизни – избегать страданий, трудностей и стремиться к наслаждениям. Гедонизм провозглашали гуманисты эпохи Возрождения – Боккаччо, Петрарка; эпохи Просвещения – Ламетри, Тольбах и другие. Сегодня нет четкой грани между наслаждением в хорошем смысле и извращенными потребностями. Что такое разумные потребности, какова их классификация и другие вопросы – составляют этот раздел.

Третий раздел касается теоретических и практических вопросов поведения потребителей. Нам это необходимо знать, поскольку сервисная деятельность – это будущая профессия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: