Заключение. Сущность бюджетного права проявляется не только в публичном характере бюджетно-правового регулирования

Сущность бюджетного права проявляется не только в публичном характере бюджетно-правового регулирования, но и в организующем воздействии на денежные (финансовые) потоки в ходе деятельности государства. Эта вторая особенность бюджетного права, присущая отраслям права, регулирующим имущественные отношения (гражданское право), ни в коем случае не противоречит первой, а, наоборот, дополняет, качественно развивает. Как уже было отмечено, бюджетно-правовое регулирование направлено на упорядочение бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, подразумевающей формирование, распределение и использование публичных финансовых ресурсов, трансформированных в бюджеты бюджетной системы - бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Исходя из указанной особенности бюджетного права, служащие объектом регулирования бюджеты с материальной точки зрения представляют собой фонды денежных средств публичной предназначенности. Бюджеты бюджетной системы, будучи самостоятельным звеном финансовой системы государства, тесно связаны с иными ее звеньями: страховыми фондами, фондами государственных и муниципальных предприятий, государственным и муниципальным кредитами. Из бюджетов публично-правовых образований выделяются средства внебюджетным фондам, государственным и муниципальным предприятиям в порядке оказания финансовой поддержки, распределения трансфертов и т.д.

Собственниками фондов бюджетных средств - бюджетов выступают субъекты, имеющие публично-правовой статус, а именно государство и муниципальные образования. Отсюда вытекает следующая особенность бюджетного права: основными его субъектами являются публично-правовые образования - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Заметим, что с принятием Федерального закона от 26 апреля 2007 г. "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" вопрос состава субъектов бюджетного права вызывает неоднозначные толкования. Так, например, действующая редакция Бюджетного кодекса РФ не признает физических и юридических лиц в качестве получателей бюджетных средств, хотя предусматривает выделение им бюджетных ассигнований (ст. ст. 6, 69). Вопрос роли физических и юридических лиц в формировании бюджетных отношений публично-правовых образований - задача дальнейшего совершенствования законодательства, особенно в части концепций "расходные обязательства", "публичные обязательства", "публичные нормативные обязательства", "денежные обязательства". При этом, как бы законодательство ни разрешало данный вопрос, основным субъектом бюджетного права и соответствующих отношений всегда будут публично-правовые образования, исходя из нацеленности бюджетно-правового регулирования на публично-правовые интересы в функционировании бюджетной системы государства. Напротив, в иных финансовых правоотношениях субъекты частноправового статуса выступают не так уж редко (в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, субъектов валютных и банковских операций).

Специфика содержания бюджетно-правового регулирования позволяет обособить подотрасль бюджетного права в составе финансового права, в то же время служит дальнейшей структуризации бюджетного права на отдельные правовые институты. При этом нельзя не констатировать, что первостепенное значение в системе бюджетного права имеет институт бюджетной системы. Он устанавливает структуру и принципы бюджетной системы. Данный бюджетно-правовой институт предопределяет правовой режим всех бюджетных правоотношений. Можно сказать, что институт бюджетной системы выступает внешним выражением подотрасли бюджетного права.

Такое содержательное значение как раз и присуще институту бюджетной системы, предопределяющему основы правового регулирования таких категорий бюджетного права, как "бюджет", "бюджетная система", "принципы бюджетной системы", "бюджетное устройство", "межбюджетные отношения", "разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы" и т.д. Следует заметить, что "дробление" бюджетного права на отдельные институты, совокупности норм с общим содержанием стало очевидным с принятием Бюджетного кодекса РФ - акта, систематизирующего бюджетно-правовые нормы. Ранее было "принято считать, что бюджетное право как подотрасль внутренне едина и практически неделима". Значительное количество бюджетно-правовых нормативных положений, введенных "в обиход" бюджетно-правового регулирования, потребовало градации бюджетного права, выделения в нем более-менее обособленных правовых институтов.

Итак, анализ отдельных характеристик бюджетного права во взаимосвязи с финансовым правом позволяет сделать следующий вывод. Бюджетное право - это составная часть финансового права, совокупность правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу финансовых правоотношений - бюджетные отношения, связанные с функционированием бюджетов бюджетной системы - основных публичных фондов государства и муниципальных образований, сосредотачивающих денежные средства для финансового обеспечения задач и функций государства на различных территориальных уровнях. В бюджетном праве проявляются как черты, присущие финансово-правовому регулированию в целом, так и черты, выражающие специфику содержания бюджетно-правового регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: