Механизм воздействия ценностей на мир потребностей человека

Механизм этого воздействия можно свести к пяти основным составляющим.

  • Формирование потребностей на основе ценностей.
    • Ненасущные потребности сильно зависят от ценностной ориентации отдельного индивида и общества в целом. Так, потребность в трудовой практической деятельности резко различалась у раба и свободного, у варвара и цивилизованного индивида и т.д. у приверженцев тех или иных религиозных конфессий потребности зависят от предписаний и запретов тех церквей, к которым они принадлежат. В сфере услуг изменения в запросах людей, которые удовлетворяет система сервиса, тоже прямо связаны с эволюцией ценностей. Так, в одних обществах и социальных слоях значимость моды для человека велика, а в других нет. Престижное потребление стимулирует потребности в тех или иных вещах. Для десантника может быть важно и ценно получить краповый берет, для бизнесмена – престижный автомобиль. Все эти разнообразные ценности на наиболее глубоком уровне определяются, конечно, развитием материального производства, зависящей от него социальной структурой общества и уровнем доходов людей. Однако даже при одинаковом уровне материальной обеспеченности в разных странах и социальных слоях исторически складываются сильно различающиеся системы ценностей. Успешность сервисной деятельности напрямую зависит от учета специфики ценностей, сложившихся у потребителей.
    • Ценности – атрибут культуры. Воздействие культуры на поведение потребителя. Влияние культуры на принятие решения о покупке велико. Она влияет на выбор потребителя и на структуру потребления общества в целом. Покупая товар или услугу, потребитель думает о его функции, форме и содержании. Функциональный подход у разных народов различен. Итак, на выбор потребителя влияет целый ряд ценностей, которые определяют структуру потребления. Оценивая разные продукты, потребитель отдает предпочтение одному из них. Нередко это зависит от культурной среды.
    • Потребности делятся на разумные и неразумные на основе представление о ценностях. Система ценностей ориентирует личность на ту или иную стратегию жизненного поведения. Это может быть стремление к обогащению и собственному благу, к благу своего народа, семьи или фирмы. С точки зрения гуманистической системы ценностей, господствующей в европейской цивилизации уже несколько столетий, высшей ценностью культуры считается человеческая жизнь и свободное развитие личности. Разумными признаются потребности, связанные с практической реализацией этой ценности – с раскрытием всех способностей личности, обеспечением возможности ее творческого развития. От сферы услуг ждут помощи в сохранении и продлении жизни, в том, чтобы сделать жизнь людей интересной, полноценной, насыщенной, освободить их от рутинных, монотонных занятий. Потребности, удовлетворение которых укорачивает или обедняет жизнь отдельного человека признаются вредными и неразумными. Однако в современном мире существуют и другие системы ценностей. Так, для ряда религиозных фанатиков высшая ценность — служение Богу и религиозным организациям. Человеческая личность сама по себе не представляет существенной ценности. Эту систему ценностей стре­мятся использовать в своих целях различные экстремистские организации. У них массовые убийства во время террористических актов признаются вполне приемлемыми и полезными, так как якобы следуют из ценностей той или иной религии. Нетрудно проследить, какие потребности будут считаться разумными, а какие — неразумными у сторонников определенной системы ценностей.
    • Ha основе системы ценностей устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости. Степень значимости тех или иных предметов и услуг во многом определяет поведение человека и должна точно оцениваться работниками сервиса. Так все люди носят, одежду, едят и спят, многие занимаются спортом, почти все читают книги, слушают музыку, смот­рят кинофильмы. Но очередность и степень удовлетворения этих потребностей могут сильно различаться. На нее влияют природные, экономические, культурные и политические факторы. Так, для пожилого туриста важен покой и хороший сон, в отличие от посетителей ночных дискотек (хотя они тоже, конечно, когда-то ложатся спать), В эпоху борьбы с режимом апартеида в Южно-Африканской Республике среди молодежи был моден лозунг, жестко расставлявший жизненные приоритеты: «Сначала — свобода, потом образование». Следуя этому принципу, коренные африканцы нередко сжи­гали школы, построенные для них белыми переселенцами с самыми добрыми благотворительными целями. В удовлетворении общественных потребностей очередность имеет особое значение. Так, в СССР и в современной России много десятилетий обсуждают правильность или ошибочность устоявшегося подхода, при котором государственный бюджет финансирует всю социальную сферу по остаточному принципу, так как она не считается приоритетной. В этом система ценностей российской государственной власти отличается, например, от системы ценностей, лежащей в основе политики государств «большой семерки». Негативные последствия такой ориентации государственных расходов может частично компенсировать деятельность коммерческих фирм, в том числе работающих в сфере услуг. Правильная оценка очередности в удовлетворении потребностей — еще один эффективный способ совершенствования сервисной деятельности.
    • На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре. Так, сложную потребность в самореализации и придании смысла своему существованию совершенно по-разному будут реализовывать профессиональный политик, спортсмен, священнослужитель, подросток, «солдат удачи», кочующий из одной «горячей точки» в другую, и т. д. Однако в реализации потребностей действуют и некоторые об­щечеловеческие правила. Так, практически у всех народов считается недопустимым удовлетворять, например, потребность в еде путем воровства (восьмая библейская заповедь — «не кради»). В остальном национальные традиции принятия пищи заметно различаются. Это касается и национальной кухни, и самого процесса еды. У ряда народов есть традиции долгих и частых застолий, они по-разному относятся к употреблению спиртного. У мусульманок могут возникать проблемы с питанием из-за того, что они не должны снимать чадру в общественных местах (а то и вовсе могут питаться только дома или в гостях у родственников). Другой пример — сексуальные потребности: известно, как сложно в истории цивилизации регламентировались социально одобряемые способы их удовлетворения. Из приведенных примеров видно, что любая система жизненных ценностей включает в себя концепцию допустимых и запретных путей удовлетворения потребностей.
    • Деятельность по целенаправленному формированию и изменению потребностей также строится с учетом системы ценностей клиента. Это хорошо видно на примере рекламы, которая всегда пытается изменить систему ценностей, убедить потребителя в значимости для него определенного товара или услуги. Реклама Эффективна только в том случае, если предлагает человеку нечто приемлемое и ценное. Рекламируя новую услугу, приходится оценивать и степень ее новизны. Конечно, некоторый сдвиг в системе ценностей при освоении новой услуги или товара вполне может произойти, но он не может быть слишком сильным. Распространение товара или услуги, выработка потребности в них у большого слоя клиентов обычно происходят по­степенно и становятся возможными в том случае, если не вступают в слишком сильное противоречие с господствующими культурными, религиозными и другими ценностями. В целом можно сделать вывод, что потребности общества, группы людей или отдельного человека всегда находятся в глубокой связи с системами ценностей. Услуги востребованы только в том случае, если они гармонично вписываются в систему ценностей потенциальных потребителей или соответствуют по своему содержанию тому направлению, в котором она в данный момент изменяется.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: