Сила желания – процесс загадочный. Даже один человек может поражать целеустремленность в стремлении к обладанию, а то ведут себя на удивление пассивно.
Вл. Леви для таких случаев изобрел словесно: «нехотяй» похоже «негодяй», то, что точно отражает поговорку «лень – матерь всех пороков».
Есть разные факторы, влияющие на силу мотива:
- Согласно бихевиористской психологии существует закон «градиента цели», т.е. когда перспектива достижения цели становятся вполне реальной, сила мотива обязательно возрастает;
- Уверенность в своих силах;
- Динамика легкости – трудности – чтобы уверенность добавить, сначала достижимость цели должна быть облегченной, даже преднамеренно легкой, это доказано в экспериментах. Когда желание достаточно окрепнет и усилиться, тогда «подпорки» убирают, и суровая проза жизни испытывает мотивацию на прочность.
- Целеустремленность пресловутой силой «Я»;
- Процессами возбуждения и торможения в коре мозга. Умение – одно, но есть что-то другое – сила духа.
- Сила желания определяется местом той потребности, которая данный мотив побудила, в общей иерархии потребностей.
Чем ниже расположена потребность, чем она генетически старше, тем сильнее мотив, обуславливающий данную потребность. Выделяют: первичные и вторичные мотивы.
|
|
Соотношения между ними имеет варианты:
- Если первичные потребности весомее вторичных, то удовлетворение первичных придает вторичным импульс, силу мотивов активности.
- Если первичные и вторичные равноценны, то их одновременная реализация дает эффективные мотивы деятельности, что делает человека гармоничным с физической и духовной стороны.
- Если по каким-то причинам отсутствует возможность в условиях реализации первичных потребностей, то их мотивационные функции переносятся на духовные и социальные, т.е. вторичные, поскольку вне мотивов деятельность невозможна.
- Сила мотива зависит от эмоционального сопровождения: мотив – мотор, эмоция – горючие. Чтобы получить сильную мотивацию, необходимо, чтобы человек переживал положительные эмоции и чувства. Причинами возникновения эмоций являлись:
- актуализированная потребность
- прогноз вероятности ее удовлетворения