1ту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде <завтрашнюю радость>
(А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать ценность каждого данного момеита
Деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.
ТОГТТСТТТ -LJ f)\TTI\nitft VV ТТГМПГТТ rir"TT3PIJlJr,TJ rDJrГJr,TJ п ппТЛН/ПЛ
щее <само придет>, - установка иждивенца и потребителя. Подростки и юно-
Ши, которых слишком долго опекают и страхуют от трудностей, начинают боять-
Ся наступления ответственной взрослости, отождествляя ее с будничной рути-
Ной.
Пока юноша не нашел себя в практической деятельности, она может
казаться ему мелкой и незначительной. Еще Гегель отмечал это противоречие:
<До сих пор занятый только общими предметами и работая только для себя,
Юноша, превращающийся теперь в мужа, должен, вступая в практическую
Жизнь, стать деятельным для других и заняться мелочами. И хотя это совершенно
В порядке вещей, - ибо, если необходимо действовать, то неизбежно перейти
|
|
И к частностям, - однако для человека начало занятия этими частностями может
Быть все-таки весьма тягостным, и невозможность непосредственного
Осуществления его идеалов может ввергнуть его в ипохондрию. Этой ипохонд-
Рии - сколько бы незначительной ни была она у многих - едва ли кому-либо
Удавалось избегнуть. Чем позднее она овладевает человеком, тем тяжелее бы-
Вают ее симптомы. У слабых натур она может тянуться всю жизнь. В этом бо-
Лезненном состоянии человек не хочет отказаться от своей субъективности, не
Может преодолеть своего отвращения к действительности и именно потому
Находится в состоянии относительной неспособности, которая легко может
превратиться в действительную неспособность>.
Единственным средством снять это противоречие является творчески
Преобразующая деятельность, в ходе которой субъект изменяет как самого себя,
Так и окружающий мир. Жизнь нельзя ни отвергать, ни принимать целиком,
Ибо она противоречива, в ней всегда идет борьба старого и нового, и каждый,
Хочет он того или нет, участвует в этой борьбе. Идеалы, освобожденные от
Элементов иллюзорности, свойственной созерцательности юности, становятся
Для взрослого человека ориентиром в практической деятельности.
К сожалению, мы плохо готовим молодежь к практической жизни. У
Старшеклассников нет опыта собственной трудовой деятельности, недостаточно
Информации о разных профессиях и возможностях применения своих сил, а
Систематическая мелочная опека в семье и в школе порождает и усиливает