Род занятий

Основной вопрос: Описание работы (в настоящее время)

А. Чем Вы занимаетесь (занимались, когда у Вас была постоянная работа)? Как называется (называлась) Ваша основная специальность?

Специальность ______________________________________________________________________

Б. Расскажите мне, пожалуйста, более подробно о том, чем Вы занимаетесь (занимались) на Вашей работе. В чем заключаются Ваши основные обязанности?

___________________________________________________________________________________

В. (Необязательно отвечать) С каким видом бизнеса или с какой отраслью промышленности связана (была связана) Ваша специальность? Чем занимается (занималась) компания, на которую Вы работаете (работали)?

___________________________________________________________________________________

Основной вопрос: Описание работы

ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ СМЕНИЛ НЕСКОЛЬКО СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

A. Расскажите, каким видом деятельности Вы занимались дольше, чем всеми остальными? Как называется (называлась) специальность, которой Вы посвятили больше всего времени?

Специальность ______________________________________________________________________

Б. Расскажите, пожалуйста, более подробно о том, чем именно Вы занимаетесь (занимались)? Какие у Вас (были) основные обязанности?

___________________________________________________________________________________

B. (По желанию) С каким видом бизнеса или с какой отраслью промышленности связана (была связана) Ваша специальность? Чем занимается компания, на которую Вы работаете (работали)?

Отрасль ____________________________________________________________________________

Дополнительные вопросы

Способы оплаты труда

Г. Вы получаете (получали) почасовую оплату, ежемесячный оклад, комиссионные, работаете (работали) как предприниматель или другой вариант?

Почасовая оплата............................... 1

Ежемесячный оклад........................... 2

Комиссионные.................................... 3

Имеет собственный бизнес,

профессиональную практику

или работает на своей ферме............ 4

Работает без оплаты в семейном

бизнесе или на ферме......................... 5

(Фермеры, которые не могут быть отнесены к категории людей, получающих почасовую оплату, здесь называются «работающими в собственном бизнесе»)

Членство в профсоюзе

Д. Являетесь ли Вы членом профсоюзной организации?

Да......................................................... 1

Нет....................................................... 2

Первый блок вопросов (из приведенных выше) дает возможность получить информацию о роде занятий респондента в настоящее время. Однако при перемене места работы люди часто меняют и специальность, которая «в настоящее время» может сильно отличаться от «основной». Поэтому целесообразно задавать также вопросы второй группы. Дополнительные вопросы позволяют получить информацию о характере оплаты труда и членстве в профсоюзной организации (Сборник инструкций для интервьюера, разработанный Институтом социальных исследований Университета штата Мичиган [26]).

«Основной» специальностью респондента мы будем называть ту деятельность, на которую он тратит больше всего времени или (если он тратит примерно равное время на двух работах) ту, которая приносит ему наибольший доход.

По ответам респондента производится кодирование, т. е. отнесение названной им специальности к одной из заранее выделенных категорий. Однако часто не удается получить необходимую для однозначного кодирования информацию. В этом случае рекомендуется использовать уточняющие вопросы. Все дополнительные инструкции и уточняющие вопросы представлены в конце раздела.

Следует обратить особое внимание на вопрос В. Информация о компании может оказаться очень полезной при поиске нужного кода для специальности респондента. Так, разнорабочий или складской рабочий могут заниматься самыми различными видами деятельности в зависимости от специализации их компании.

Некоторые организации по исследованию общественного мнения собирают сведения о членстве в профсоюзных организациях. Такая информация может быть полезна при изучении общественного мнения по политическим вопросам. Об этом, например, пишет Кэмпбел [16].

Как видно из материалов Совета по исследованиям в области общественных наук (СИОН), тема труда и занятости вызывает серьезные сложности на этапе кодирования, главным образом из-за недостатка необходимой информации. Если процедура, предложенная в этой книге, покажется слишком сложной, можно от нее отказаться. Иногда для получения нужной информации достаточно задать вопросы о доходе и образовании.

Если же дополнительные вопросы необходимы, то их следует задавать с такой степенью детализации, которая позволяет осуществить адекватное кодирование ответов. Так как кодирование – не простая процедура и для ее осуществления необходимы определенный опыт и образование, интервьюер не должен предлагать респонденту кодировать собственные ответы. Конечно, это позволяет избежать проблем, связанных с последующим кодированием, но полученные при этом результаты будут представлять весьма ограниченную ценность.

В работах, проведенных СИОН, можно найти примеры дополнительных вопросов и инструкций интервьюеру для описания специальности респондента [26, pp. 30, 206].

Специальность. Информации о месте работы обычно недостаточно для того, чтобы получить представление о специальности респондента. (Например, в банке он может работать менеджером, кассиром или вахтером.)

Старайтесь уточнять все туманные названия специальностей, которые могут характеризовать широкий круг работ. Специальности квалифицированных служащих обычно имеют устоявшиеся названия, которые не вызывают трудностей при кодировании. В то же время для клерков и неквалифицированных рабочих очень сложно четко определить название их специальностей. Рассмотрим следующие примеры:

(а) Если респондент назвал себя инженером, он может:

1. проектировать мосты или самолеты;

2. управлять электровозом;

3. эксплуатировать энергетическую установку или

4. обслуживать подачу угля в печи.

Очевидно, что в данном случае формулировка «инженер» малоинформативна. Нужны дополнительные данные, чтобы мы могли различить квалифицированных, средней квалификации и неквалифицированных работников.

(б) Если респондент работает на фабрике, ему следует задать вопрос: «Какие технические средства Вы используете?». Респонденты, ответившие, что работают на сборочном конвейере, должны быть отнесены к неквалифицированным работникам.

(в) Респондент сказал, что является дорожным рабочим. Если он:

1. управляет группой рабочих, его следует квалифицировать как бригадира;

2. управляет бульдозером, его следует квалифицировать как оператора машины;

3. разнорабочий, то именно так он и должен быть охарактеризован.

(г) Бригадир: Какие обязанности выполняет и где работает?

(д) Медсестра: Работает ли она в регистратуре или действительно ухаживает за больными?

(е) Разница между учителем школы и колледжа не столь очевидна, но тем не менее существенна.

Респонденту могут быть заданы следующие вопросы:

1. «Учащимся какого уровня Вы преподаете?»

2. «В каком учебном заведении Вы преподаете?»

Производство. Несущественно, в какой именно компании работает респондент. Однако очень важно получить информацию о том, принадлежит ли эта компания к числу производственных или торговых предприятий, какая продукция ею производится или продается; если речь идет о торговой фирме, важно уточнить, занимается ли она оптовой или розничной торговлей.

Такие ответы, как «Автомобильный сборочный завод», «Бакалейно-гастрономический магазин», «Сталелитейный завод», «Страховая компания» содержат всю необходимую информацию в отличие от формулировок «Нефтяной бизнес» или «Лесная промышленность».

У продавца нужно выяснить, работает ли он в сфере оптовой или розничной торговли и что он продает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: