Наказ из Новгородской чети А. И. Чоглокову и дьяку Добрыне Семенову для описания посада Великого Новгорода и Старой Русы с уездом

Июнь, 1622 г.

Лета 7130-го июня в — день государь царь и вели­кий князь Михаил Федорович всеа Русии велел Алек­сандру Игнатьевичю Чоглокову да дьяку Добрыне Се­менову ехати в Великий Новгород и в Старую Русу на посады, и в Староруские в окологородные погосты, и в Сумерской погост, и в Старополье для того...[35]

И государь[36]...указал в Великом Новегороде каменой и земляной городы, и посад, и слободы, и Староруской город, и посад и уезд, и окологородные погосты, и Сумерскои погост, и Старопольскую волостку, всякие свои государевы, и монастырские, и церковные земли, и соляные варницы, и рыбные ловли, и сенные покосы, и всякие угодья описати и земли всякие измерти пис­цом, им Александру, да дьяку Добрыне Семенову. А для меры дана им сажень на Москве. А для при­правки Новугороду посаду и слободам прежние писцовы и дозорные книги, и для письма подьячих, и для розсылки розсыльщиков и пушкарей взяти им в Вели­ком Новегороде у боярина и воеводы у князя Данила Ивановича Мезетцкого да у дьяка у Михаила Милославского. А Старорускому посаду, и окологородным погостом, и Сумерскому погосту, и Старополью с преж­них дозорных книг, которые после немецкие отдачи в Великом Новегороде и в Старой Русе сысканы и при­сланы к государю к Москве, даны им списки на Москве за приписью дьяка Ондрея Шипова. А что ныне в староруских погостех крестьян и живу­щих вытей, и тому взяти им описки з дач и с книг в Старой Русе у приказных людей у Федора Воронова да у Посника Ракова, за его Посниковою рукою, и у посадцких и у волостных старост и у целовальников с сотных грамот списки и росписи за руками. А в Новгород к боярину и воеводе ко князю Данилу Ивановичю Мезетцкому и к дьяку Михаилу Милославскому и в Ста­рую Русу к приказным людем государевы грамоты о том посланы. И Александру Игнатьевичю Чоглокову, приехав в Великий Новгород и свестяся з дьяком з Добрынею Семеновым, взяти у боярина и воеводы у князя Данила Ивановича Мезетцкого да у дьяка у Михаила Милославского списки с книг прежних писцов и дозор­щиков за дьячьею приписью для приправки, и для пись­ма подьячих добрых и для розсылки розсылыциков и пушкарей, сколько пригоже и надобно.

А взяв книги и подьячих и росыльщиков, писцом Александру Игнатьевичю и дьяку Добрыне Семенову дозрить и описати в Великом Новегороде каменой и зем­ляной городы, сколько в них стрельниц и башень, и меж башень стен каменных и земляных, и городень, и тай­ников, и всех городовых крепостей, и что в Новегороде городового наряду, пушек и пищалей, и зелья, и ядер, и всякого городового наряду и запасу. И переписать пушкарей, и затинщиков, и воротников, и каковы около города рвы и всякие крепости, и сколько сажень около города порозжих мест.

Да внутре ж городе и на посаде описати им церкви соборные и приходные, и монастыри, и в монастырех церкви-ж, и в церквах всякое церковное строенье, и сколько х которой церкве государевы... руги деньга­ми и хлебом и соли. А велети то все написати в особные книги подлинно порознь.

Да писцом же Александру Игнатьевичю Чоглокову да дьяку Добрыне Семенову велеть к себе быти новгородцким лутчим и середним и молотчим людем, и ве­лети им вьгбрати из гостей и ис торговых и ис посадцких людей лутчих людей, сколько человек пригоже, кому с ними у письма быти, которые б всяких людей, хто каков прожитком и промыслом знали. И велети тем людем, и новгородцким пятиконецким и улицким старостам и целовальником, и старожильцом у письма быти с собою ж, а на том, что им про всяких людей животы и промыслы сказывати вправду, привести тех выборных людей х крестному целованью.

И с теми людьми в Великом Новегороде внутри го­рода и на посаде писати дворы дворян, и детей бояр­ских, и монастырские, и церковные, и гостиные, и посадцких людей тяглые, и пушкаревы, и затинщиковы, и воротников и оброчные, и рыболовли, и всякие дворы черные, и оброчные, и белые всяких людей дворы, чей хто ни есть, и во дворех людей по имяном, которые живут на монастырских и на церковных землях. И роспрашивати и сыскивати про них выборными людьми накрепко, хто чем промышляет, торговлею ли или ка­ким рукодельем, и оброк оне с тех своих торгов и про­мыслов с посадцкими людьми вместе платят ли, или оброк платят церковником и в монастыри, и вперед тем торговым людем на тех землях жити пригоже ли, и ка­кие те люди не ис посадцких ли и не ис тяглых ли лю­дей, льготя себе, на те монастырские и на церковные земли жити пришли, и будет ис тяглых, и сколь давно и в котором году и откуда пришли, и что у тех мона­стырей и у церквей каких земель и угодей в посаде или около посаду есть ли. Да те церковные и мона­стырские земли и всякие угодья в посаде и около по­саду, а не в уезде, описати и измерити, и сыскивати про то накрепко прежними писцовыми книгами, и го­сударевыми жаловальными грамоты, и выборными людьми и старожильцы, и самих их допрашивати, по чему оне теми землями и угодьи владеют, и грамот и даных у них досмотрити; да то все велети написати письма своего и меры в книги подлинно, всякие земли и угодья порознь. А в Новгородцком уезде церковных и монастырских земель не писати и не мерити, для того, что в Новгородцкои уезде дозор был недавно.

Да в городе ж и на посаде и в слободах переписати дворы на белых землях приказных людей, и дворян, и детей боярских и всяких чинов нетяглых людей, и про те белые дворы роспрашивати и сыскивати накрепко, нет ли под кем тяглых черных мест, и будет есть, и тех людей роспрашивати и сыскивати, по чему хто черным местом владеет, по купчим ли, или по даным, и куп­чих и даных досмотрити и списки с них за руками имати. И тех людей роспрашивать накрепко, с тех они чер­ных мест оброк с черными людьми платят ли.

А переписав на церковных и на монастырьских и на белых землях дворы и во дворех людей по имяном, и дворы пустые и места дворовые порознь, и в горо­де ж и на посаде и в слободах новгородцких гостей и посадцких всяких тяглых людей дворы живущие п пустые и места дворовые описати и измерити в са­жень. А в живущих во дворех писати людей по имяном, и их детей, и братью, и племянников, и сосед, и подсоседников, которые с ними живут вместе в одних дворех или в соседех, а торгуют и всякими промыслы и рукодельем промышляют опричь их собою, и про тех роспрашивати выборных людей и старожильцов, те за­хребетники с своих торгов и с промыслов с тяглыми людьми всякие государевы подати и в мирские разме­ты дают ли, и будет не дают, и в тягло их с тяглыми людьми положити мочно ли. И будет мочно, и тех лю­дей по сыску и по роспросу земских старост и выборных людей написати в тяглые люди, а дворы им и под дворы места давати ис посадцких же ис тяглых дво­ров и из дворовых мест, которые посадцкие люди по­биты и померли, а после их жон и детей не осталось.

Да и пустые дворы, и дворовые места, и огороды, п сады описати и измерить имянно ж, чье именем те дворы, и дворовые места, и сады, и огороды, и сколь давно и от чего запустело. Да будет которые посадцкие люди, не хотя быти в тягле с мирскими людьми, а льготя себе и покиня свои дворы, вышли за митрополита, или за монастыри и за всяких чинов людей после смут­ных лет, и про тех посадцких людей сыскав, где хто за кем живет, да тех людей по государеву указу до 128-го году за 10 лет из-за тех людей вывозить и посажати их на старые их места, а по них имати крепкие поруки з записьми, что им на тех своих старых местех жити с мирскими людьми и всякие подати платить.

А будет которые люди побиты или померли, а после их жены и дети остались, а вперед будет нм в тех дво­рех и на местех жити мочно, и тех людей на те места потому же посажати и устроить, а в житье поимати по них поруки. А будет которые бедны, и тем для их бед­ности давати льготы, смотря по людем.

А будет которые люди побиты и померли, а после их жон и детей не осталось, а теми будет их дворы, и дворовыми месты, и огороды, и сады владеют иные люди, и тех людей потому ж роспрашивать, по чему хто владеет, из оброку ли или безоброчно, и в оброкех у тех людей описей досматривать. А будет которые люди отписей не положат, а владеют безоброчно, и на тех людей по сыску с тех дворовых мест и с садов по­ложити оброк, смотря по угодью. Да и на прошлые годы с тех дворов и с угодей, хто владел безоброчно, а льгота нм не дана, оброк взять, смотря по мере, будет оброк взять доведетца, для того, чтоб нихто госу­даревым даром не владел. А тягости б им в том лиш­ние не учинить и оброки на прошлые годы имать, смот­ря по мере, будет мочно и не в большую тягость то будет.

А на те пустые дворы и на места дворовые, которые у тех людей возмут, призывати на льготу охочих лю­дей, а не ис тягла, от отцов детей, и от братьи братью, и от дядь племянников, а для дворовые ставки давать им льгота года на 2, и на 3, и на сколько пригоже, смотря по делу, как бы государеве казне было при­быльнее и людем бы вперед большие тягости не было. А в оброке по тех людех велети имати поруки с за- письми, что им на тех местех дворы поставити, а как льгота отойдет, и им всякие государеву подати плати- ти, чем они их обложат.

А которые будет тяглые черные дворы, и места дво­ровые, и сады и огороды останутца в пусте, и те отдавати из оброку же до тех мест, покаместа на те места будут жильцы, чтоб однолично никаков торговой и ру­кодельнои человек в тягле и во всяких государевых податех в избылых не был, и дворовыми и огородны­ми и садовыми месты отнюдь нихто безоброчно не владел.

А переписав дворы гостей и всяких посадцких тяг­лых жилетцких людей и росписав по выпросу старост и выборных людей подлинно, сколько хто по мирскому окладу во всякие государевы подати и в мирские розметы платит, и сколько по их письму и сыску будет в Новегороде гостей и торговых лутчих и середних и молотчих людей порозь, и сколько кому ис пустых мест на льготу дадут, или кому дадут из оброку, и что за их дачею останетца тяглых пустых дворов, и мест дворовых, и садов, и огородов на оброке или безоброч­но, и которые новгородцы посадские всякие тяглые лю­ди, покиня свои дворы и лавки, живут ныне по иным городом, и хто именем и в которых городех на посадех живут, в тягле ли или за монастыри, или за кем ни буди; да то все подлинно написати в книги ж подлин­но порознь.

Да писцом же Олександру Игнатьевичю Чоглокову да дьяку Добрыне Семенову переписати в Великом Новегороде в городе и на посаде гостины дворы, а на гостиных дворех и во всех рядех анбары, и лавки, и скамьи, и шелаши, и кузницы, и харчевные, избы, и тех, людей, хто теми лавками владеет, роспрашивати, поче­му хто владеет, по даным ли или по купчим, и сколько хто оброку в государеву казну прежь сего до льгот­ных лет платили, и что ныне платят. А которые анбары и лавки и кузницы пусты, и те писати по выпросу, сколь давно и от чего запустели, и где те люди розошлись, хто тем владел. А переписав все те анбары и лав­ки оброчные или которыми владели безоброчно, оброк на них положите по выпросу выборных людей и смот­ря по людем и по промыслом, как бы государеве казне было прибыльнее и торговым бы людем платить было мочно, и расмотря о том гораздо, чтоб та прибыль и вперед была крепка и стоятельна, а безоброчно б ни­хто ничем не владел; да то все написати в книги же подлинно порознь.

Да писцом же досмотрети и описати и измерити по­садцкие выгонные земли, и сенные покосы, и мельни­цы, и озера, и рыбные ловли, и перевозы,- и всякие угодья, которые к посаду, а ведают их в Новгородцкой четверти, сколько за посадцкими людьми выгонные па­шенные и непашенные земли десятин и сенных поко­сов, и по которые урочища та посадцкая земля и сен­ные покосы и по чью землю смежно подошли, и с тое оне земли, и сенных покосов, и с мельниц, и с вод, и с рыбных ловель, и с перевозов, и со всяких угодей в государеву казну оброк платят ли, и почему хто пла­тит, или владеет безоброчно, и наперед того они с тех угодей в государеву казну оброк платили ли, и хто сколько платил, или не платили, и для чего не платят. Да будет на которые угодья оброк положити пригоже, и им на те угодья оброк положити, росмотря по делу.

А тово им беречи и приказывать всяким людем, чтоб новгородцкие гости и пятиконецкие и улицкие ста­росты и выборные люди про свои и про посадцких вся­ких людей дворы, и про лавки, и про анбары, и про бани, и про мельницы, и про рыбные ловли, и про пе­ревозы, и про всякие угодья, и про оброки сказывали вправду, по государеву крестъному целованью, и не обводили б ничево и не покрывали ни по ком никото­рыми делы, и дву дворов в один двор не спаливали и посадцких тяглых людей из дву дворов в один двор не переводили, и прожиточные б и семьянистые люди тягла с себя не збавливали и на мелких не прибавливали, и тяглых бы дворов в нетяглые не писали, и посад­цких людей, которые, не хотя государевых податей и в мирские розметы платить, а живут ныне на белых дворех, и тех бы не таили, сказывали про них вправду, чтоб нихто в-ызбылых не был. А хто что утаит или по ком покроет, а опосле про то сыщетца и тем людем быть от государя в великой опале, а на дворы их и на угодья велит государь вперед оброки положити втрое.

Да писцом же досмотрити и описати, которые будет боярские и дворян и детей боярских, новгородцких по­мещиков, и приказных людей, и розсылыциков, и мо­настырские и церковные в городе осадные, а на посаде приездные дворы, и пушкарей, и затинщиков, и ворот­ников, и казенных плотников, и кузнецов дворы, и про те дворы писцом допрашивати тех людей накрепко, по чему хто владеет, и сыскивати государевыми грамота­ми, и даными, и купчими, и всякими крепостьми. Да будет по сыску те дворы бывали белые, и те дворы писати за теми людьми белыми же дворы, и в сошное письмо тех дворов не класти и оброков на них не писа­ти, опричь городовых поделок, которые емлют со всех сох. А тово им сыскивати накрепко, чтоб на осадных дворех за бояры, и за дворяны, и за детьми боярски­ми, и за всякими людьми торговых людей и мастеро­вых не было, а были б мелкие безпромышленые и без- пашенные люди, по одному человеку на дворе. А на которых дворех дворники будут промышленые и тор­говые нарочитые люди, и тех писати в черные тяглые люди, и места им под дворы и льготы в податех дава­ти, смотря по людем; а оброк на те новоприбылые лю­ди положити писцом порознь, примеривался к иным дозорным х книгам прежних писцов.

А которые посадцкие люди живут на посаде, а в го­роде будет у них дворы для осаду есть же, а истари будет с тех осадных дворов оброков и всяких податей не давывали, и ныне будет на них оброков и иных по­датей положити не доведетца, и те дворы писати в осад­ные дворы с нетяглыми дворами по старине. А того писцом Мирону[37] и диаку Добрыне беречи накрепко, чтоб однолично тяглых дворов нетяглыми дворами не писати.

А слободы монастырские или чьи нибудь слободы, которые в городе на посаде или которые к посаду блиско, а преже того были к Новугороду к посаду, а не в уезде, писати писцом, сыскивая государевыми грамо­ты, и книгами прежних писцов, и сотными и всякими крепостьми, сколько в которой слободе было дворов и людей по прежним писцовым книгам и по сотным, и сколько в тех слободах прибыло после прежних пис­цов дворов и людей, или где убыло, и почему убыло. Да будет которые дворы перед прежними писцовыми книгами прибыли, и те дворы писати в прибыль и об­рок на них положити, примеряся к иным слободам, и велети им вперед всякие подати платить с посадцкими с черными людьми. А давати посадцким и вся­ким людем под дворы места, примеряясь к прежнему и смотря по людем.

А которые будет посадцкие люди с посадов и из слобод избывая государевых... податей, выходили жи­ти в новые слободы за всяких людей, а старые их дво­ры на посаде стоят пусты и тяглецов в старых их дво­рех нет, и писцом про тех людей сыскивати вправду, сколь давно хто сшол и за кем живет. Да будет кото­рые вышли после разоренья с сех мест лет за 5, и за 6, и за 10, и тех всех людей, сыскав допряма, будет они прямые государевы тяглые люди и вышли в указаные годы, до 128-го году за 10 лет, перевести на посад на старые их места, где хто наперед тово жил, а в житье давати их на поруки з записьми, что им на старых местех жити и всякие подати платить по старине.

А которые будет земли в городе и на посаде изста- ри церковные, а на тех будет землях дворы, и живут будет в тех дворех торговые и мастеровые люди, избы­вая государевых податей, и писцом те земли писать к церквам же, а торговых и мастеровых людей ис тех церковных земель вывести на посад в тяглые дворы в указные же годы, а мимо указных лет не имати, и об­роки всякие велеть им платить с посадскими людьми; а на церковных местех велети вперед быти мелким лю­дем, которые питаютца от церкви Божии.

А переписав в Великом Новегороде в городех и на посадех и в слободах дворы гостей и торговых всяких тяглых лутчих и середних и молотчих людей, и во дворех людей по имяном, и их братью, и детей, и племян­ников, и сосед, и подсуседников, которые своими това­ры и всяким промыслом промышляют опричь отцов своих и братьи, положити в сошное письмо по госуда­реву... указу, а класти в соху в Великом Новегороде на посаде тяглых черных дворов лутчих людей по 40 дворов, а середних по 50 и по 60 дворов, а молот- чих по 70 и 80 дворов, а которые добре бедны, и тех по 100 дворов в соху, розсмотря о том накрепко, и по людем, и по прожитком, и по торгом, и по промыслом, и примерясь к прежним писцовым и к платежным кни­гам, вправду, по государеву крестному целованью, как бы государеве казне убыли не было, а ноугородцом всяким тяглым людем большие тягости не было ж.

А новгородцких гостей и гостиные сотни торговых людей дворы описати себе статьею, опричь черных тяг­лых людей, примерясь к прежнему, как бывало преж сево. И то написати имянно, какие они подати преж сево плачивали, и с посидцкими ль с черными людьми или особно, и как им ныне быти пригоже, особно ль или с посадом вместе; то все писати себе статьею под­линно.

А будет меж посадцкими или митрополичьи и мона­стырскими людьми в дворовых местех, или в садех, или в огородах, и в лавках, и в каких землях ни будь учинитца спор, и писцом Мирону и диаку Добрыне тех людей, у которых учинитца спор, поставя перед собою с очи на очи, роспрашивати и сыскивати тутошними и окольними людьми вправду, по государеву крестно­му целованью, и прежними писцовыми и платежными книгами, и всякими крепостьми и всякими сыски на­крепко, а по сыску и по роспросу в тех землях, и во дворех, и в лавках, и в садех, и в огородах, и во вся­ких угодьях росправа чинити, и те спорные места пись­ма своего в книги наиисати за ними по сыску своему, и по мере подлинно, всякие статьи порознь.

А описав в Великом Новегороде городы и посады и слободы, ехати им в Старую Русу на посад, и в Староруской уезд в окологородные погосты, и в Сумер­ской погост, и в Старополье тотчас не мешкая. А при­ехав в Старую Русу на посад и в уезд, и в окологород­ные погосты, и в Сумерской погост, и в Старопольскую волостку, и взяти им у приказных людей живущим вытем роспись и с книг и из дач выпись, да потому же досмотрити и описать в Старой Русе город и всякие городовые крепости, и в городех и на посаде церкви и монастыри, которые после разоренья устроены, и в монастырех церкви и всякое церковное строенье написать в особые книги.

И велети староруским лутчим и середним и молотчим людем и уездным крестьяном выбрати ис посадц­ких ис торговых людей и из уездных крестьян старост и целовальников для сыску и окладу лутчих людей, сколько человек пригоже, которые б про торговых и про волостных людей, и про землю, и про всякие угодья ведали подлинно; и выбор на тех людей за ру­ками взяти. И приведчи их к крестному целованью, переписати им в Старой Русе на посаде всякие дворы, и земли, и посадцких тяглых и всяких людей, которые живут на монастырских, и на церковных землях и на го­сударевых на черных земляк, и церковные земли, ко­торые изстари к посаду приписаны, и в сошное письмо положити и письма своего в книги наиисати так же, как им по сему государеву указу велено о том учинити в Великом Новегороде, и примериваяся к преж­ним дозорным книгам и смотря по делу.

Да в Старой же Русе на посадех и в слободах пе­реписати им варницы с црены и без цренов, и колоде­зи, и трубы, и варничные места, и анбары, и лавки, и скамьи, и шелаши, и харчевные избы, и кузницы, и бани, и тех людей, хто ими владеет, роспросити, по чему хто теми варницами и всякие угодья владеет, и по­чему они с тех варниц, и с анбаров, и с лавок, с куз­ниц, и с скамей, и с шелашей, и з бань наперед сево до смутных лет в государеву казну оброку платили. А роспрося выборных людей вправду, по государеву... крестному целованью, с тех варниц, и с варничных мест, и с лавок, и с анбаров, и с кузниц, и с скамей, и с шелашей оброк положити, смотря по делу и при­мерясь к прежнему, как бывало наперед сево и как бы им вперед мочно было платити, чтоб государеве казне прибыль учинить, а их бы не отяготить; и в кни­ги тот оброк написати имянно, себе статьею. Да пис­цом же досмотрети в Старой Русе и описати и изме­рити посадцкие выгонные земли, и сенные покосы, и мельницы, и озера и рыбные ловли, и перевозы, и вся­кие угодья, сколько за лосадцкими людьми выгонные пашенные и непашенные земли десятин и сенных покосов, и по которые урочища та посадцкая земля и сен­ные покосы и по чью землю смежно подошли, и с тое они земли, и с сенных покосов, и с мельниц, и с вод, и с рыбных ловель, и с перевозов, и со всяких угодей в государеву казну оброк платят ли, и хто сколько платил, или не платили и для чего не платят. Да бу­дет на которые угодья оброк положити пригоже, и им на те угодья оброк положити, розсмотря по делу. А на старые угодья, на варницы и на всякие промыслы класти им оброк, примеряся к прежнему, и прибавливати и убавливати, смотря по промыслом, чтоб было вперед крепко и стоятельно.

А описав в Старой Русе посад и всякие угодья, переписати им в Староруском уезде, и в окологородных погостех, и в Сумерском погосте, и в Старопольской волостке монастыри и церкви, и в церквах образы и всякое церковное строенье, и церковные пашни и вся­кие угодья, и в Староруском же уезде в окологородных погостех, и в Сумерском погосте, в Старопольской во­лостке государевы... черные волости, погосты, и села, и деревни, и починки, и займища, и пустоши, и мона­стырские вотчинные земли, села же, и деревни, и по­чинки, и пустоши, и селища, и займища, и дворы жи­вущие и пустые, и дворовые места, и во дворех по имяном пашенных и непашенных людей, и их детей, и братью, и племянников, и сосед, и подсоседников. И про тех людей сыскивати и роспрашивати старост и целовальников и тутошних жильцов и самим тех лю­дей роспрашивати имянно вправду, по государеву крестному целованью, хто чем промышляет, торгуют ли, или иным каким промыслом промышляют, или паш­ню пашут, и хто на чом живет и хто что пашни пашет. И те все земли, на чом хто живет, описати и измерити мерою вправду, по государеву крестному целованью, пашня паханая и перелог и лес пашеннои в десятины. А десятина мерить в длину по 80 сажень, а поперег по 30 сажень. А мерити пашня и в книги написати, измеря в одном поле, а в дву потому ж, а в котором поле паш­ни и перелогу и поросли по пашне лишек, и им тот лишек пашни и перелогу прикладывати к меньшому по­лю. и изверстывати во всех трех полях пашни и пере­лог и лесом поросли по пашне, чтоб однолично везде было равно; да по тому и в книги написати.

А про отхожие пашни и припаши и поляны на лесех, и про сенные покосы, и про леса пашенные и не­пашенные сыскивать накрепко, и писати и мерити в де­сятины вправду, сколько где на которых покосех копен сена ставитца и сколько где пашенного и непашенного лесу. А где будет леса большие, и мерить их в десяти­ны нельзе, и им те леса писати, смечая и выпрашивая и сыскивая накрепко, сколько где верст пашенного и непашенного и бортного лесу.

Да те земли и сенные покосы и леса, сметя накреп­ко, в книги письма своего написати, и в десятины и в версты положити имянно порознь, сколько в кото­рой волости и в деревнях и в починках пашни паха­ные, и перелогом, и лесом поросло, и какова где земля, добра ль, или середняя, или худа, и что каких угодей порознь.

А четвертные пашни класти в черных волостях в выти против прежнего государева указу и примерясь к дозорным книгам, добрые земли на выть по 12 чети, а середние земли по 14 чети, а худые земли по 16 че­ти. А монастырские земли класти против прежнего, как бывало преж сево, примериваясь к прежним дозорным книгам. А в сошное письмо класти в Старой Русе на посаде потому ж, как и в Новегороде, тяглых черных дворов лутчих людей по 40 дворов, а середних по 50 и по 60 дворов, а молотчих по 70 и по 80 дворов, а ко­торые добре бедны, и тех по 100 дворов в соху, розсмотря о том накрепко, по людем, и по прожитком, и по промыслом, и по торгом, и примерясь к прежним пис­цовым и к платежным книгам. А в Староруском уезде в окологородных погостех, и в Сумерском погосте, и в Старополье в сошное письмо класти в государевых в черных волостях добрые земли по 800 четвертей, а се­редние по 1000 четвертей, а худые по 1000 по 200 чет­вертей в соху, а монастырские земли класти в соху добрые земли по 600 четвертей, середние по 800 четвер­тей, худые земли по 1000 чети в соху, и примериваясь к прежним же писцовым и к дозорным книгам и смот­ря по делу как бы государеве казне убытка не было, а староруским бы посадцким людем и Староруских окологородных погостов и Сумерского погоста и Старопольские волостки крестьяном и всяким тяглым лю­дем большие тягости не было ж, и чтоб всякая при­быль вперед была крепка и стоятельна. А будет в Старой Русе на посаде, и в окологородных погостех, и в Сумерском погосте, и в Старополье государевых черных и всяких земель в сошное письмо без госуда­рева указу положить нельзе, и писцом о том писати об указе ко государю..., росписав всякие земли подлин­но, и государь велит о том указ учинить.

А которые будет в волостях и на погостех и в де­ревнях живут непашенные люди, и про них роспросити тутошных старост и целовальников, хто чем торгует и каким промыслом промышляет, и подати они с посадцкими или с волостными людьми платят ли. Да бу­дет которые люди податей не платят, и им тех людей положили в тягло с посадцкими или волостными людь­ми, смотря по их животом и по промыслом, и пашня им давати, смотря по них, чтоб однолично нихто в го­сударевых податех в-ызбылых не был.

Да и пустые дворы в тех волостях и в деревнях по­тому ж переписати имянно, чье те дворы и дворовые места бывали, и сколь давно и от чего запустели, и где ныне те люди живут, и хто ныне теми их землями и вся­кими угодьи владеет, и из оброку ли или безоброчно, да и самим писцом тех земель досмотрити и описати. Да будет хто теми землями ныне владеет безоброчно, и писцом на тех людей класти оброку, примеряся к иным селам и деревням и угодьям. А будет которые владели много лет и теми угодьи корыстовались безоб­рочно, а льгота будет им в тех доходех не дана, а взять на них оброк ныне доведетца, и писцом на тех людех с угодей имати оброк и на прошлые годы, с тех мест, хто сколько владел, в государеву казну, смотря по уго­дью и сыскав накрепко, будет взять пригоже, чтоб впе­ред от самовольства уняти, а до конца б тех людей не [разорити] оскорбить; и учинить то по разсуждению, как бы вперед было прибыльнее и людем бы тя­гости большие не было.

А будет которые крестьяне пашут пашню на сторо­нах, наймуя у монастырей и у всяких людей, мимо го­сударевых земель, а свои будет у них в государевых в черных землях пашни лежат в пусте, и тех людей в том подавати на крепкие поруки з записьми, что им вперед свою тяглую пашню пахати всю; а в пусте ее неположити, и тягло на тое пашню положити, примерясь к иным землям, а на сторонах им пашни пахать не велеть, чтоб государевы земли вперед в пусте не были и лесом не поросли.

А будет которые изможные люди пашни свои па­шут сполна, а на сторонах пашни пашут сверх своих пашень для прибыли, и тем людем давати в наем, в тягло или из выдельного снопа государевы пустые земли, чтоб однолично государевых земель в пусте ни­где не было. А в которых волостях пустых земель не будет, и в тех волостях волостным людем пашня на сторонах пахати поволити, чтоб им в том нужи не было.

А которые будет крестьяне пашут пустые одворишные места, а свою тяглую пашню в полях мечют в пу­сто, и за теми крестьяны писати в тягло, сыскивая допряма, их старую пашню, и вперед тем крестьяном ве­леть пахать старую тяглую пашню за поруками и в тяг­ло их положити, примеряся к иным деревням, а одворишная пашня писати за ними ж, чтоб однолишно в государевых в черных волостях пустых мест не было.

А которые будет крестьяне в волостях пашут пустые крестьянские ж жеребьи в тех же волостях и в дерев­нях и в починках, опричь своей тяглые пашни лишек, а тягла с той припашной пашни не тянут, и писцом Ми­рону Ондреевичю и дьяку Добрыне та их лишная прибавошная пашня написати на них в живущие выти в тягло к их прежней тяглой пашне. И оброк на них с тех прибылых пашень положити, примериваясь к иным землям, как бы им платить было возможно и чтоб их в тягле не отежелить.

А в которых селех и в деревнях на живущих вытях живет крестьян человек по 5, и по 6, или по 10 и больши на одной выти, а те будет крестьяне животом про­житочны и семьянисты гораздо и им тех крестьян розсаживати на пустые выти, или к ним прибавливати пашню ис пустых земель, чтоб однолично в том госу­дарю прибыль учинити, и жил бы всяк на пашне. А на выти писати и верстати крестьян, примерясь к преж­ним писцовым книгам, по кольку человек пригоже, смотря по животом и по промыслом и по угодьям.

А будет в которых волостях, и в селех, и в дерев­нях, и на починках по их письму объявитца пустотная земля, а жильцов на той земле не будет, и им про то сыскати накрепко, где те люди, хто в тех деревнях и селех жили, и от чего те села и деревни запустели, от войны ли, или от податей, или от воевод и приказ­ных людей, или от волостных старост и богатых мужи­ков насильства, или от насильства сторонних людей, и от кого от сторонних людей, и сколь давно, или по­мерли, и на чом хто жил, и хто теми их жеребьи после их владеет, и осталися ли после их жены их и дети, или братья, или племянники. Да будет староруских по­садцких людей и уездных крестьян, которые в смутные годы и после смутных лет вышли, сыскать мочно в Новегороде на посаде и в Новгородцком уезде, или в ыных городех и в уездех, а вышли будет те люди ис Старые Русы до тех мест, как их по государеву указу велено свозити, до 128-го году меньши 10 лет, и писцом Мирону и дьяку Добрыне тех людей, сыскав, велети вывести в Старую Русу и в Староруские погосты на старые их места, где хто наперед того жил. А по них имати крепкие поруки з записьми, что им на тех своих старых местех жити и всякие подати платить с мир­скими людьми вместе, и в тягло их земским старостам велети обложили по их животом и по промыслом. А вы­возите им староруских посадцких людей и Староруских черных волостей крестьян за государя, которые довелися по государеву указу до 128-го году за 10 лет, сыскивая про то накрепко, а которым будет до 128-го году больши 10 лет, и тех не вывозите.

А будет которые люди побиты или померли, а после их остались жены и дети, или братья, или племянники, а ведомо про них будет, что они живут в Новегороде, или во Пскове, или за митрополитом, и за архиеписко­пом, или за монастыри, или за кемни буди, а вывести будет их в указные годы доведетца, и писцом тех крестьянских жен, и детей, и братью и племянников, которые с ними жили вместе, а вывести доведутца, сы­скивая, велеть вывозить на посад,и в волости и в де­ревни и сажати их на старые их жеребьи, где хто преж того жил; и льгота им давати, смотря на их разоренью и по пашне. А будет которых посадцких людей и уезд­ных крестьян вывести им из-за кого без государева указу нельзе, и о том писати к государю... подлинно, и государь велит о том указ учинить.

А на достальные пустые жеребьи называти жиль­цов с сторон охочих людей, от отцов детей, и от братьи братью, и от дядь племянников, и подсоседников, и за­хребетников, непашенных и нeтяглыx и некрепостных людей, и давать им те пустые жеребьи на льготу. А льготы давати им для дворовые ставки и для земля­ные роспашки на год, и на 2, и на 3 и больше, смотря но земле, и по угодью, и по людем и по их животом, как им мочно на тех пустых жеребьях поселитись. И в выти тое земли положити, примерясь к прежним тяглым вытям и смотря по пашне и по угодьям, как бы государю было прибыльнее. А пашенных и крепостных людей ни из-за кого не имати и тем ссоры и обид ни­кому не чинить.

А будет которые крестьяне в волостях обмолодали от войны, или дворы или хоромы у которых погорели, а скитаютца на сторонах по чюжим двором, а учнут бити челом о старых своих участках, или вновь похотят на пашню селитца на иных землях, где кому при­гоже, и им велети селитца где хто похочет, и в податех льготы давати на год, и на 2, и на 3 и на 4, и больши, смотря по их бедности и по пустоте, как пригоже, чтоб земли даром в пусте не лежали. А по них имати по­руки з записьми, что им в те льготные годы пашня роспахать и дворы себе поставить, а как льгота отойдет, и им всякие подати платить с волостными людьми в ряд; да тех всех людей письма своего в книги писати имянно.

А которые будет крестьяне ныне померли или разо­шлись безвестно, а жен и детей у тех крестьян после их не осталось, а остался будет после их хлеб земля­ной или стоячей, и тот хлеб отписывати на государя. А пожати и в скирды скласти тот хлеб велеть тех сел крестьяном повытно, считая снопы сотницами, а ста­вить велеть на высоких местех, и покрыта и огородити гораздо, чтоб тот хлеб сверху дождем не набило и сысподи не подмочило, и от птиц и от мышей истери не было. А для опыту велеть ис того изо всякого хлеба при себе обмолотить изо ржаного и из ярового хлеба снопов по 100 и по 200 из доброго и ис середнего и ис худого хлеба. Да почему будет изо ста снопов из доб­рого и из середнего и из худого хлеба изо ржаного и из ярового умолоту, тому всему хлебу и умолот написать и велеть тот хлеб после себя обмолотить старостам и целовальником. А о том приказывати имянно, что умолот хлебу ведом, и недомолоту б не было. А что где хлеба будет и сколько будет по опыту умолоту, и то велеть писати в книги, да те книги прислати ко госу­дарю к Москве.

А что в Сумерском погосте и в Старополье по чело­битью того погоста крестьян на пустые обжи, которые по переписным книгам Филона Оничкова перед дозор­ными книгами Олексея Безобразова с товарыщи объ­явились в пусте, и на те пустые на 500 на 16 обеж с полуобжею за выдельной хлеб положено с обжи по осмине ржи да по осмине овса, а велено крестьяном те пустые обжи росписать по себе по живущим вытям, и которые будет пустые обжи ис того числа охочие лю­ди возмут ис пуста в тягло или на льготу, и писцом Мирону и Добрыне те выти велети письма своего в кни­гах описати имянно, сколько ис того числа в жило или на льготу возмут, и что останетца в пусте, и сколько с тех пустых вытей за выдельной хлеб хлеба иметца взяти, чтоб то вперед подлинно было ведомо.

А в которых волостях в Староруском уезде в око­логородных погостех и в Сумерском погосте и в Старо­польской волостке объявятца какие угодья, рыбные и звериные и птичьи ловли, и бобровые гоны, и мель­ницы, и варницы, и иные какие угодья, или мыты и пе­ревозы, и про то про все сыскивати и роспрашивати тех людей, по чему хто каким угодьем владеет, и хто что с какого угодья оброку платит. Да будет которые люди какими угодьи владеют самовольством без дач, а крепостей никаких на те угодья не положит, и пис­цом про то распросить старост и волостных людей, сколь давно те люди теми угодьи владеют, да будет которыми землями и угодьи владеют безоброчно, и пис­цом (з десь оставлено чистое место для имен писцов) — на тех людей класти. оброк, примеряся к иным угодь­ям, сыскивая про то подлинно. А будет которые владе­ли безоброчно много лет и теми угодьи корыстовалися безоброчно, а льгота им в тех доходех не дана, и взять будет с тех угодей оброк на прошлые годы доведетца, и писцом на тех людех оброк на прошлые годы в госу­дареву казну имати, смотря по угодью и сыскав накрепко, чтоб вперед от самовольства уняти, а до кон­ца б тех людей не [разорити] оскорбить; а учинити то по разсужению как бы вперед было прибыльнее истоятельнее. А которые угодья преж сего в оброкех не бы­вали и ныне в пусте, а учнут об них бити челом посад­цкие или волостные люди из оброку, и им те угодья в оброк отдавати и оброк на них класти, смотря по угодью и как бы государеве казне было прибыльнее, а иным давать на льготу, чтоб однолично в пусте ни­какие угодья не были.

А того им беречи и старостам и целовальником и во­лостным людем приказывати накрепко, чтоб они про свои дворы, и про починки, и про займища, и про отхо­жие пашни, и про варницы, и про мельницы, и про рыбные ловли, и про бобровые гоны, и про всякие уго­дья сказывали им вправду по государеву крестному целованью, и ничего за собою не таили, и земель и вся­ких угодей не обводили, и не покрывали ни по ком не­которыми делы, и дву дворов за один двор не сказы­вали, и посадцких людей и крестьян из дву дворов в один двор не переводили, и прожиточные б и семья- нистые крестьяне тягла с себя не збавливали и на мо- лотчих крестьян тягла не прибавливали. И про выти и про пашню и про всякие угодья выпрашивати тех же волостей и сел и деревень старост, и целовальни­ков, и крестьян и сыскивати всякими сыски накрепко по государеву же крестному целованью, чтоб однолич­но в Староруском уезде в окологородных погостех и в Сумерском погосте, и в Старопольскои волостке села, и деревни и починки, и пашня, и леса и всякие угодья описати и измерить до зимнего пути. А которых посадцов до зимнего пути дозрить и измерити не успети, и те посадцы, и варницы, и мельницы, и всякие угодья перепнсати в осень или зимою; а пашни б одно­лично измерить летом и осенью, не дожидаяся зимы.

А однолично старостам и целовальником, и волост­ным людем заказывати с великим укрепленьем: будет хто что хоти невеликое утаить и за собою не скажет, а после про то сыщетца, или хто на кого в том скажет, и тех людей, хто на кого скажет, государь пожалует своим государевым жалованьем, а тем людем, которые что утаят или обведут от государя... быти в великой опале и в казни.

А будет в которых местех меж посадцкими или монастырьскими, церковными, или волостными людьми в землях, и в сенных покосех, и в водах, и в иных ка­ких угодьях учинитца спор и писцом Мирону и дьяку Добрыне тех людей, ставя перед собою с очей на очи, роспрашивати и сыскивати всякими сыски накрепко тутошними и окольными людьми опрайду, по государеву крестному целованью, а по роспросу и по сыску меж ими в тех спорных землях и в угодьях росправа чинити. И те спорные места за ними писати по сыску вправду ж, чтоб вперед никому ни с кем, ни в чем спору не было, и межи в спорных местех учинити, и ямы покопати и на деревьях грани потесати часто, и те спорные зем­ли и межи писати в книги имянно.

А в которых будет местех и в землях и в ыных ка­ких угодьях без государева указу управы учинить не мочно и писцом (здесь оставлено чистое место для имен писцов) о том всем писать к государю..., а отписки ве­леть отдавати в Новгородцкой чети дьяком, думному Ивану Грамотину с товарыщи.

А будет которые люди в спорных землях и в угодь­ях положат перед ними правые грамоты или иные ка­кие земляные крепости, а розвести будет тех волост­ных людей по тем крепостям не мочно, и (здесь остав­лено чистое место\ для имен писцов) — писати о том о указе ко государю подлинно и списки с крепостей и с сысков выписки присылати к государю к Москве.

А переписав и измеря в Великом Новегороде ив Ста­рой Русе на посадех, и в Староруском уезде в около­городных погостех, и в Сумерском погосте, и в Старо­польской волости, и во всем Староруском уезде дворы, и во дворех людей по имяном, и пашню паханую, и пе­релог, и леса, и всякие угодья и в сошное письмо положа, в тех своих книгах под посады л под волостьми велети писати большие перечни порознь, что х которой волости сел, и деревень, и починков, и пустошей, и се­лищ, и займищ, и в них монастырьских, и поповых, и дьяконовых, и церковных причетников, л крестьян­ских живущих пашенных и непашенных и бобыльских дворов, и дворовых мест, и сколько по их письму и по мере монастырьские и церковные л крестьянские паш­ни паханые, и перелогу, и лесом поросли, и сена, и ле­су, и всяких угодей порознь, и сколько в которой воло­сти вытей и сох в живущем, и на колько кому лет льго­ты дано, и что в пусте; то все в перечнях росписывать имянно.

А однолично писцом Мирону и дьяку Добрыне по сему государеву наказу в Великом Новегороде и в Ста­рой Русе в городех, и на посадех, и в слободах, и в Ста­рорузском уезде в окологородных погостех, и в Сумер­ском погосте, и в Старопольской волостке описати, и землю измерити, и про спорные земли, и про всякие угодья сыскивати вправду по государеву... крестному целованью, живущих дворов в пусто, а добрые земли за середнюю, а середние за худую землю не писати, и со всяких оброчных угодей никаких государевых до­ходов не по делу не складыват.и и от тово у посадцких и у всяких людей посулов и поминков не имати, ни у ково ничего никоторыми делы. А не по делу ни на ково ничего лишка в сошном письме и в оброкех не прибавливати и искати во всем государю прибыли, как бы государеве казне было прибыльнее, а посадцким бы и волостным людем вперед государевы подати платить было возможно. А книги писцовы для береженья держати за своими печатьми. А как в Великом Новегоро­де, и в Старой Русе, и в Староруском уезде, и в Су­мерском погосте, и в Старополье на посадех дворы, и во дворех людей, и пашню паханую, и перелог, и ле­са, и всякие угодья опишут и земли измерят и в книги письма своего и меры напишут, и писцом Мирону и подьячим с теми книгами ехати к государю... к Мо­скве, и на Москве явитись и книги и всякие сыски, за своею рукою и за приписью дьяка Добрыни Семенова, отдати в Новгородцкой чети дьяком, думному Ивану Грамотину с товырыщи. А прежние новгородские пис­цовые и дозорные книги, которые возмут в Новегоро­де у боярина и воеводы у князя Данила Ивановича и у дьяка Михаила, отдать в Новегороде боярину и вое­воде и дьяку.

А будет писцы Мирон и Добрыня учнут писати и мерити не по сему государеву наказу и не по правде, а от того учнут посулы и поминки имати, а опосле про то сыщется (здесь оставлено чистое место для имен писцов) и от государя... за то быти в великой опале. А которые будет дела в сем государеве наказе не на­писаны, а по сыску объявятца, а смотря по тамошним делам чаять в них государю прибыли, и им о том пи­сати к государю... и государь велит о том указ учи-нити.

А перечень Ноугородцким и Староруским посадом, и Староруским окологородным погостом, и Сумерскому погосту, и Старополью письма своего, зделав порознь, прислати к государю к Москве наперед своих писцо­вых книг, а сотных грамот и выписей с тех своих книг посадцким и уездным людем до государева... указу никому не давати до тех мест, покаместа положат кни­ги и перечни отдадут совсем, чтоб в том вперед спору не было.

Акты писцового дела. М., 1913, т. 1, № 104.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: