Сущность и содержание технологии проектной деятельности

Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед».

Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел кого- либо действия.

Метод творческих проектов подразумевает выполнение воспитанниками учреждений дополнительного образования (под руководством педагога) творческого проекта, результатом которого является изделие или услуга. Деятельность воспитанников по выполнению творческих проектов от идеи до ее полного воплощения в изделии или услуг является проектной деятельностью.

В целом, результатом проектной деятельности является не только изделие или услуга (это практическая сторона), но главное – интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств детей, их духовного мира.

Участие детей в проектной деятельности учреждений ДОД оказывает существенное влияние на процесс усвоение знаний. Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе - формализм. Ребенок как будто бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами. Однако это знания не применяется на практике. Сильным отрицательным фактором может оказаться «бесперспективность» обучения.

Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практически результат от учебы сейчас, а не через далекие годы. В противном случае многих из них перестает интересовать учебную деятельность, страдает мотивация учения.

В учреждениях ДОД, напротив, ребенок видит ближайшую перспективу своей учебной деятельности (презентация проекта, изготовленной своими руками творческий объект, получивший высокую оценку педагога, родных и друзей, участие в выставках и конкурсах), поэтому проективная деятельность оказывает положительное влияние и на мотивацию учебной деятельности, и на формирование трудолюбия, осуществляет межпредметную связь (т.к. для выполнения проекта необходимо знание во многих отраслях - изобразительная деятельность, черчение, математика для расчетов себестоимости, построение геометрических фигур и т.д.). Проектная деятельность школьников является творческой по своей сути. Творчество в психологии понимается как деятельность, результатом которой является создание субъективно или объективно новых материальных и духовных ценностей (А.В. Петровский, М.Е. Ярошевский).

Проектную деятельность воспитанников ДОД можно определить как форму их учебно - познавательной активности,заключающуюся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности ребёнка.

Проектная деятельность воспитанников учреждений ДОДслужит для развития разных сторон личности ребенка. Для проектной деятельности детей конечным продуктом является готовое изделие, то есть реальная законченная вещь. В качестве средства обучения проектная деятельность детей школьного возраста позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для воспитанников. В проектной деятельности воспитанников на первое место выходят учебно – познавательные мотивы: стремление к познаванию нового, разрешения возникающих походу выполнения проекта проблемных ситуаций до познавательных мотивов самообразования и самосовершенствование.

Особенность содержания проектной деятельности воспитанников учреждений дополнительного образования в том, что проекты носят наглядный, практический характер (подарок для родных и друзей, изделие для личного пользования), объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, недалеко отстоящие во времени и важные для ребенка (подготовка к ближайшему празднику, подарок и т.п.).

Ведущим методом в формировании проектной деятельности детей является метод творческих проектов, позволяющий включить обучающихся в проектную деятельность.

Выделяется 3 этапа выполнение проектной деятельности: исследовательский (подготовительный), технологический и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: