Введение
Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.
Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей, вестернизации общественного сознания.
На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
Несомненно, до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности, как любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.
|
|
Ценности – это представление людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения.
Итак, мы решили рассмотреть ценностные ориентации современной молодежи, на примере гимназистов города Архангельска. В гимназии учится не простая молодежь, туда так просто не попасть. Они отличаются от молодежи, учащейся в обычных школах, и будет интересно узнать о их ценностных предпочтениях.
Программа исследования
Проблема: в последнее время наблюдается возрастание приоритета материальных ценностей у молодежи и понижение значимости духовных ценностей, а также желание изменить ситуацию в стране, но при этом не принимать активного участия в политической жизни государства.
Предмет: ценности элитарной молодежи и их ориентации на будущее.
Объект: учащиеся 11 классов гуманитарного и физико-математического профиля ГНОУ ОА «Университетская Ломоносовская гимназия» (40 человек, из которых – 15 молодых людей и 25 девушек).
Цель: изучить ориентации молодежи на семью, образование, карьеру и политическую культуру.
Задачи:
1. Выявить ориентации молодежи на семью;
2. выявить ориентации молодежи на политическую культуру;
3. выявить ориентации молодежи на карьеру;
|
|
4. выявить ориентации молодежи на образование;
5. рассмотреть жизненные ценности современного гимназиста.
Выборка: гнездовая.
Метод сбора информации: анкетирование.
Инструментарий: анкета.
Гипотеза: мы предполагаем, что молодежь не проявляет активного интереса к политической жизни страны и считает выборы ненужными, что рассматривает патриотизм как устаревшее понятие, не характерное для современной молодежи и считает главной жизненной ценностью материальные блага. Что касается семьи, мы предполагаем, что школьники ориентированы на нее после построения карьеры. Также мы предполагаем, что идеальная семья для учащихся – это семья, в которой есть любовь, один ребенок и хороший материальный достаток.
Уважаемый респондент!
Приглашаем Вас принять участие в опросе на тему «Ценностные ориентации молодежи».
Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!
Анонимность гарантируется!
Правила заполнения: прочитайте внимательно вопрос и выберите один из предложенных ниже ответов. Выбранный Вами ответ следует обвести.